Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

Игре  свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные  объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает  интерес обилие замечаний дисциплинарного  характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес  к игре, увлечь учащихся. В некоторых  играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит  от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности  и полноценности.

В большинстве  игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в  ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору  ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и  индивидуальной.

При объяснении нового материала или  его первичном закреплении целесообразно  проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися целесообразно  проводить индивидуальные игры с  раздаточным материалом. В своей  работе я почти на каждом уроке  использую дидактические игры. В  приложении можно увидеть несколько  фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в  учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

Для исследования игры как метода обучения, мы воспользовались методами научно-педагогического исследования и для изучения практической стороны нашей работы мы обратились методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта мы использовали следующие методы:

беседа

анкетирование

интервьирование

протоколирование

Исследование  по использованию игры как метода обучения в учебном процессе проходила в ГУО СШ №3.

Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях  и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование учителей этой школы. На вопросы анкеты ответили 4 учителя начальных классов.

Учителям  были предложены вопросы анкеты (Приложение 1).

Анализ  анкетирования учителей начальных  классов показал, что только 2 из 4 постоянно используют постоянно  дидактические игры в учебном  процессе. От учителей начальных классов, которые никогда не использовали дидактические игры были получены следующие ответы:

одни  считают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости  менять;

другие  полагают, что организовать процесс  обучения, используя дидактические  игры довольно сложно и более приемлимо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, мы провели исследование среди учащихся 2 класса на базе ГУО СШ №3 предложив им ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).

Анализ  ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:

Игра  на уроках нравится всем без исключений.

Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

Дети  больше всего любят групповую  форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

Учащимся  может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечением учеников.

Желание учеников участвовать в игре очень  часто зависит от их взаимоотношений с учителем вследствие чего учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и выводы.

Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и  развитие учащихся в игровой деятельности.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов и исследование игровой деятельности учащихся на уроке  позволили нам обнаружить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

Во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации и т.д.). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшиеся время изучить или закрепить материал;

Во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок  выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых  и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное к сомнительным результатам;

В-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;

В-четвертых, при проведении парных, групповых, коллективных форм игры соревнования между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более  предотвратить. Это приводит к испорченным  взаимоотношениям между детьми вне  игры. Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что  использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом  для укрепления или расширения знаний.

Целями  констатирующего этапа эксперимента явились:

    • выявить пробелы в знаниях младших школьников;
    • выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.

При проведении констатирующего этапа  эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:

1.Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?

2."Одуванчик".

Жил-был  на свете грустный одуванчик. Грустил  он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак  не вырастали. Мы можем помочь.

3.После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.

☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2

☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2

☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6

☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2

4.Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

38 + 2      65 + 5      28 + 2

46 - 4       87 - 3       39 - 6

46 + 40    87 + 10    39 + 30

82 + 8      56 + 6      76 + 4

100 - 20   50 + 30    90 - 40

75 - 5       91 – 90   83 - 3

59 - 30     36 - 2       49 - 3

59 - 3       36 - 20     49 – 30

Рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования.

По  результатам письменной работы ученики  получили оценки:

высокий уровень - 2 ученика – 10%

средний уровень - 6 ученик – 29%

ниже  среднего - 8 ученика - 38%

низкий  уровень – 5 ученик - 23%

Диаграмма 1.

Только 2 из учеников смогли решить задания правильно  без ошибок. По результатам констатирующего  этапа эксперимента заметно, что  ученики слабо решают задания, они  не достаточно подготовлены.

2.2. Методы и  приемы использования игр на уроках математики.

На  формирующем этапе проводим дидактические  игры для развития интереса, активности, деятельности.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности обеспечивающая направленность личности на осознавшие целей деятельности и тем самым способствующие ориентировке, ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес вызываемый привлекательностью объекта и опосредствованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и интенсивности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальным. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

"Познавательный  интерес в самом общем определении  можно назвать избирательной  деятельностью человека на познание  предметов, явлений, событий окружающего  мира, активизирующей психические  процессы, деятельность человека, его  познавательные возможности". [3, 12]

Особенностью  познавательного интереса является его способность обогащать и  активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

Познавательный  интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

активный  поиск;

догадка;

исследовательский поиск;

готовность  к решению задачи.

Познавательный  интерес - один из самых значимых мотивов учения.

В общей  структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и  неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

Действие  познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально  действующий мотив, то ему подчиняется  деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

Развитие  познавательного интереса способствует росту сознательного отношения  к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно  их регулировать.

Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную  атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных  этапах урока: в его начале - для  концентрации внимания, в середине - для небольшой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого  материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры - математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

Дидактические игры вызывают детей живой интерес  к процессу познания, и помогает им усвоить любой учебный материал.

Фрагмент 1.

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100

Цели:

1. Закрепить  навыки сложения и вычитания  двузначных чисел без перехода  через десяток в пределах 100.

2. Развивать  умение решать задачи изученных  видов, навыки логического мышления.

3. Пробуждать  интерес к предмету через дидактическую  игру, логические задания.

Оборудование: рисунки  с изображением Иван - Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами  и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы.

Ход урока

Устный счёт.

В некотором  царстве, в Тридевятом государстве  жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал  и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, выполнив первое задание.

1) Найдите “лишнее"  число; расположите числа в  порядке убывания. Теперь перевернём  карточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23.

73 35 33 2313

КОЩЕЙ

Иван-Царевич  отправился в путь. Но его уже  поджидает Змей Горыныч, посланный  Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно  победить все три головы Змея.

2) Индивидуальное задание у доски (3 человека).

25 + 15 43 + 2 33 + 8

40 - 40 64 - 6 52 - 7

27 - 20 12 - 6 45 - 5

20 + 30 21 + 9 18 + 2

Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек.

3) Волшебный  клубочек привёл Ивана-Царевича  на распутье. На придорожном камне  надпись: “Верная дорога та, где  ответ не самый большой и  не самый маленький”. По какой  дороге идти Ивану?

4) а)  А на дороге числа записаны  рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

20, 17, 14, …, …, …, …

2, 4, 7, 11, …, …, …, …

б) Проверка индивидуального задания.

Ребята  победили Змея Горыныча. Он охранял  сундук, в котором находился меч  для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки  не простые - на каждом пример. Что скажете?

Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем  их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.

46=50 28+1=30 64>70

4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70

46=50-4 28+1=30-1 любое число >6+64>70

Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!

Активность - (от латинского actives - деятельный) - деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общения. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Познавательная  активность - деятельное состояние  личности, которая характеризуется  стремлением к учению, умственному  напряжению и проявлению волевых  усилий в процессе овладения знаниями. Физиологические основы познавательной активности является рассогласовывание между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают 3 уровня познавательной активности - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно  управляемый учебный процесс  направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его  прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и  развитием каждого учащегося. Одни считают, что "познавательная активность - это инициативное, действенное  отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности  и волевых усилий в обучении". Другие считают, что активизация  познавательной деятельности сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой  для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

Информация о работе Игра как метод обучения