Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

На уроках закрепления  материала используют игры на воспроизведение  свойств действий и вычислений. В  системе уроков по теме важно подобрать  игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с  другими формами обучения и воспитания.

Переход от собственно игры к учению должен быть плавным, иметь  мостик, состоящий как бы из «полуигры», «полуучения». Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра - вторичный этап.

Результативность  дидактической игры зависит:

1) От систематического  их использования.

2) От целенаправленности  программы игр в сочетании  с обычными дидактическими упражнениями.

Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и  упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их; группы игр, в процессе которых у младших  школьников  с нарушением интеллекта развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр задача каждого учителя, работающего с детьми с нарушениями интеллекта. Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил - этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся  с нарушениями интеллекта  в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. Характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые моменты вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Существуют различные  классификации развивающих игр. По характеру познавательной деятельности игровые  занимательные задания можно отнести к следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 - 2-х классов выполняют действия по образцу. Так, в 1-м классе проводится игра “Составим разноцветный поясок”. Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения. Набор  геометрических фигур.

Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;

- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: “Лучший летчик”, “Забей гол в числовые ворота”, “Вычислительные машины”, “Телефон” и другие. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2-м классе проводится игра “Телеграф” с целью формирования вычислительных навыков. Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель  выдает ученикам, сидящим за первыми  партами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает на следующую  схему.

Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующий пример в  арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Если ответ  последнего примера совпадает с  первым числом цепочки – все действия выполнены верно, получены круговые примеры;

- игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1-м классе проводятся игры: “Помоги почтальону Печкину”, “Найди цифры”, “На какой цвет упадет капля”, “Волшебная яблоня”.

В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая  цифра.

Для закрепления вычислительных навыков используются игры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки». Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверить предыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда (ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительной цепочки.

- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, “Цепочка”, “Математическая эстафета”, “Лучший контролер”, “Арифметический бег по числовому ряду”, “Составь поезд” и т.д. В 3-м классе можно провести игру “Круговые примеры”.

Таким образом, использование  дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.

 

Выводы по I главе.

Рассматривая особенности  сюжетно-ролевых и дидактических  игр можно было заметить наличие  сходных черт у них с учебной  деятельностью. И та и другая деятельность имеют учебную задачу, то есть и  в игре и в процессе учебы ребенок  усваивает систему эталонов - сенсорных, этических, практических и других, осваивает  знания об окружающем мире, учится их применять. Общим может быть и способ действия, применяемый для решения игровой  или учебной задачи – ребенок  анализирует, сравнивает, классифицирует, выполняет практические действия и  т.п. И игра, и ученье обязательно  дают результат, который получается, если школьник выполняет  определенные правила. Наличие игрового или учебного правила – тоже объединяет эти  два вида деятельности.

В чем же различие игровой и учебной деятельности? Это различие, прежде всего, в том, что учебная деятельность детей  строго детерминируется,  жестко определяется, направляется взрослым, тогда как  игра – свободная самостоятельная  деятельность детей, в основном организуемая ими самими в соответствии с желанием и интересом.  Однако, стоит еще раз отметить, что при всей свободе выбора и самостоятельности, привлекательности для ребенка игры она не является для него развлекательной деятельностью. Это серьезный труд по решению игровой задачи, разыгрыванию ролей, придумыванию сюжетов, налаживанию не только игровых, но и реально существующих взаимоотношений партнеров.

Анализ изученной  литературы показывает,  что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая  складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу  обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения обосновано психофизиологическими  особенностями ребенка 6-10 лет и  доказано в психологических и  дидактических исследованиях. Но в  основном все игры направлены на формирование предметных понятий: развитие навыков  звукового анализа и синтеза, закрепление зрительного восприятия букв, закрепление знаний о частях речи, изучение натуральных чисел, изучение наглядной геометрии, изучение задач, игры по ознакомлению с окружающим миром. Практически отсутствуют  игры, которые способствовали  бы формированию таких личностных качеств  как умение планировать свою деятельность,  развитию самоконтроля и организации  самостоятельной деятельности, владеть  психологией общения (слушать-слышать), вести диалог и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

СОДЕРЖАНИЕ И  АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

2.1. Применение игр на уроках математики

Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению  и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые  упражнения стимулируют общение  между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в  процессе проведения этих игр взаимоотношения  между детьми начинают носить более  непринужденный и эмоциональный характер.

Практика  показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр  оправдано только тогда, когда они  тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным  материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления учебного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

Характер  деятельности учащихся в игре зависит  от места игры на уроке, от ее места  в системе уроков. Она может  быть проведена на любом этапе урока каждого типа.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые  содержат существенные признаки изучаемой  темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей  с группами предметов или действий.

При изучении раздела "Нумерация чисел  первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают

приемы  образования каждого последующего и предыдущего числа.

На  этом этапе можно применять различные  игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее  число образуется путем прибавления  единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.

В ходе игры "Составим поезд" учитель  предлагает сосчитать число вагонов  слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

При изучении первого десятка одним  из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в  пределах 10 необходимо довести до понимания  детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры "Лучший счетчик", "Хлопки", "Найди себе пару", "Войди в ворота", "Лесенка" и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.

Приведем  пример игры "Курица и цыплята", используемой при изучении нумерации чисел первого десятка.

Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: "Пи-один, пи-два, пи-три"…

По  теме "Сложение и вычитание в  пределах 10" можно использовать большое  число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

Приведем  пример игры "Составим поезд" в  процессе, которой дети знакомятся с приемами прибавления и вычитания в пределах 10.

Учитель вызывает к доске пять девочек. Они  образуют поезд из пяти вагонов (девочки  цепляют друг друга - каждая девочка  кладет правую руку на плечо стоящей  впереди девочки). Затем прицепляются еще 2 вагона - две девочки (в два  приема).

Учитель записывает пример вида:

5+2=7

5+1+1

Дети  проговаривают прием прибавления.

Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2.

5-3=2

5-1-1

Аналогично  раскрываются приемы прибавления и  вычитания 3 и 4.

На  уроках закрепления нового материала  важно применять игры на воспроизведение  свойств, действий, вычислительных приемов  и т.д. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного  приема. При закреплении материала  форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Целесообразно проводить игры в  группах и в виде соревнования, что также повышает активность детей  в процессе обучения математике. Для  проведения соревнования учитель в  таблице на доске звездочками  отмечает дружную работу команд в  течение урока. Если активность и  интерес детей какой-либо команды  ослабевает (например, из за того, что команда набрала меньше очков, учитель должен спросит такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звездочку). В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Для закрепления устной нумерации в  пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого  ряда (команды) на основе иллюстративного  материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

Информация о работе Игра как метод обучения