Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино вставить пропущенные числа”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

Игры-предположения “Что было бы?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или  “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе  учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

1.3.Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление  и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и  родителей.

Психологами доказано, что  обычные дети в младших классах  школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать  и более сложный материал, чем  тот, который дается по действующей  программе обучения. Для этого  необходимо научить их учиться, не тратя  лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

С поступлением ребенка в  школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано  с тем, что дети включаются в новые  для них виды деятельности и системы  межличностных отношений, требующие  от них наличия новых психологических  качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка  должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Виды игр для детей  очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к  самопроверке, учить детей подчинять  свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

К началу младшего школьного  возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое  место занимают игры с правилами  и дидактические игры. В них  ребенок учится подчинять свое поведение  правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые  особенно важны для успешного  обучения в школе.

 Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активизировать младшего школьника в различных видах его деятельности [17, стр.76]

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог  сможет удерживать внимание детской аудитории зависит процесс обучения.

Для поддержания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школы используются разнообразные  методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди  последних принадлежит дидактическим играм. В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в  процессе выполнения заданий.

Рассмотрим структуру дидактической игры.

  1. Дидактическая задача – определяется  целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
  2. Игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача как бы скрыта от учеников за игровой задачей и реализуется через игровую задачу.
  3. Игровые действия – основа игры.
  4. Правила игры – их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
  5. Подведение итогов – проводится сразу после окончания игры.

Таким образом, дидактическая игра – это  только для ученика, для взрослого  она является способом обучения.

Выделим основные функции дидактической игры:

  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  2. Функция формирования новых психологических новообразований;
  3. Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самооценки;
  4. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Какие необходимые условия  надо выполнить, чтобы провести дидактическую игру?

  1. Сформулировать цель игры – какие умения и навыки дети усвоят  в процессе игры
  2. Определиться  с количеством играющих (по возможности стремиться к тому, чтобы в игре участвовал каждый ребенок)
  3. Предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысит активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций, учесть временной фактор.
  4. Продумать содержание дидактических материалов и пособий (чтобы они были простые и емкие).
  5. Продумать заключение и подведение итогов (большое значение имеет коллективный анализ игры).

Таким образом, дидактическая игра – это  игра только для ребенка. Для взрослого  она – способ обучения. В дидактической  игре усвоение знаний выступает как  побочный эффект. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:

1) функция формирования  устойчивого интереса к учению  и снятию напряжения, связанного  с процессом адаптации ребенка  к школьному режиму;

2) функция формирования  психических новообразований; 

3) функция формирования  собственно учебной деятельности;

4) функция формирования  общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования  навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования  адекватных взаимоотношений и  освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия  для проведения игры:

1) Наличие у педагога  определённых знаний и умений  относительно дидактических игр.

2) Выразительность проведения  игры. Это обеспечивает интерес  детей, желание слушать, участвовать  в игре.

3) Необходимость включения  в игру педагога. Он является  участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное  развитие игры в соответствии  с учебными и воспитательными  задачами, но при этом не оказывать  давления, выполнять второстепенную  роль, незаметно для детей направлять  игру в нужное русло.

4) Необходимо оптимально  сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен  постоянно помнить, что он даёт  детям сложные учебные задания,  а в игру их превращает форма  их проведения - эмоциональность,  легкость, непринужденность.

5) Средства и способы,  повышающие эмоциональное отношение  детей к игре, следует рассматривать  не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических  задач.

6) Между педагогом и  детьми должна быть атмосфера  уважения, взаимопонимания, доверия  и сопереживания.

7) Используемая в дидактической  игре наглядность должна быть  простой и емкой. [19]

Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических  игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и  навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять  особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит  учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей  занимательным и продуктивным.

Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим этапом при организации  дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий  для игры. Помимо этого, требуется  четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей  с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное  возникновение незапланированных  ситуаций при проведении дидактических  игр.

И, наконец, важно продумать  заключение, подведение итогов после  проведения дидактической игры. Большое  значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное - качество выполнения игровых  действий детьми. Обязательно нужно  обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств  их личности в игре: как появилась  взаимовыручка в игре, настойчивость  в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

 Важно продумать поэтапное  распределение игр и игровых  моментов на уроке. В начале  урока цель игры - организовать  и заинтересовать детей, стимулировать  их активность. В середине урока  дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны бить запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

Информация о работе Игра как метод обучения