Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа
Объект исследования будет являться индивидуальная карьера.
Предметом исследования является социально-психологические особенности индивидуальной карьеры.
Основная цель данной работы заключается в идентификации карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна, которая будет состоять из двух этапов: теоретического описания и экспериментальной процедуры.
У большинства респондентов женского пола ведущей карьерной ориентацией преобладает стабильность работы. Они выбирают стабильную, надежную работу. Можно предположить, что это связано с возрастной характеристикой, уход в декретный отпуск, т.е. им необходима работа, которая будет стабильная и безопасная. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.
Так же можно увидеть, что некоторые респонденты выбирают преимущественно управление, это яркая демографическая проблема, которая связана с тем, что женщины на первое место ставят карьеру. У женщины с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достигла целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами и тем самым будет откладывать рождение ребенка.
На последнее место из 8-ми карьерных ориентаций лидировала профессиональная компетентность – быть профессионалом, мастером в своем деле, это возможно относится к тому, что данные респонденты не сосредоточены на одном деле, а увлекаются и пытаются найти опыт работы в различных отраслях.
Рассмотрим ответы на опросник «Якоря карьеры» Эдгара Шейна респондентов мужского пола.
Табл. 3 Ответы респондентов мужского пола
№1 | №2 | №3 | №4 | |
Профессиональная компетентность | 4 | 7 | 8 | 8 |
Менеджмент | 7 | 1 | 1 | 1 |
Автономия (независимость) | 8 | 4 | 6 | 7 |
Стабильность работы | 1 | 3 | 4 | 2 |
Стабильность места жительства | 2 | 8 | 5 | 5 |
Служение | 5 | 6 | 2 | 6 |
Вызов | 6 | 9 | 3 | 3 |
Интеграция стилей жизни | 3 | 2 | 7 | 4 |
Предпринимательство | 9 | 5 | 9 | 9 |
У большинства респондентов мужского пола ведущей карьерной ориентацией преобладает менеджмент (управление людьми, проектами, организациями), это может говорить о том, что они обладают лидерскими способностями, которые хотят удовлетворить на работе в должности руководителя, но так же обладает ориентация на стабильность работы, это может быть связано с созданием семьи, в которой необходим стабильный заработок.
На последнее место лидирует карьерная ориентация – предпринимательство. Это обусловлено риском потерять все в один момент, данные респонденты находятся в возрасте до 27 лет и тем самым пока не ориентированы продолжать свое дело, даже если сначала оно будет терпеть неудачи, а потом может принести успех. В данной деятельности будет присутствовать огромный риск, что может отразиться на материальном положении семьи.
Проанализирую результаты исследования можно сделать вывод, что поставленная в начале работы гипотеза (есть основание предположить, что основополагающим фактором при выборе карьеры у женского пола будет являться стабильность, а у респондентов мужского пола является управление) подтвердилась.
Стремление
сделать карьеру является неотъемлемым
желанием человека, ориентированного
на реализацию своего личностного потенциала.
Поэтому каждому человеку важно
осознать карьерные ориентации и
адекватно понимать, чего же он на самом
деле хочет достичь в жизни. Это важно
и для того, чтобы профессиональное самоопределение
не оказалось ошибочным, а его итоги были
продуктивными. Конкретный инструментарий
исследования позволяет изучить профессиональную
мотивацию и посмотреть, насколько широк
ее спектр у отдельного человека. Разнообразие
ориентаций личности в области социального
и профессионального взаимодействия позволяет
легче преодолевать негативные ситуации,
более активно действовать в изменяющейся
среде.
В течение всего исследования мы решали, поставленные в работе задачи:
1. Раскрыть общее представление понятия «карьера»;
2. Рассмотреть стадии, этапы и модели индивидуальной карьеры;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявления карьерных ориентаций;
4. Проанализировать результаты исследования.
Подведем итоги исследования, в работе мы рассмотрели понятие карьера- это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Понятие карьеры включает в себя личностный, организационный и социальный аспекты.
Для классификации видов карьеры можно выделить множество критериев. Так, например, по сфере рассмотрения различают профессиональную и внутриорганизационную карьеры. Последняя характеризуется направлением движения работника, которое может быть горизонтальным, вертикальным и центростремительным. Так как само понятие карьеры является сложным и многогранным, существует и множество других её видов.
Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей, а именно: «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».
Провели исследование, в котором участвовали 10 респондентов из которых 6 женского пола и 4 мужского. Для практического изучения карьерных ориентаций мы обратились к опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна по которому определили, что ведущей ориентацией карьеры у женского пола является стабильность работа, а у мужского пола менеджмента (управление людьми и проектами).
Данный
опросник очень полезный для работодателя,
в результате прохождения можно узнать
подходит ли данный кандидат на должность
или нет.
Учебная литература:
1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – 496 с.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528 с.: ил.
3. Гордиенко Ю. Ф., Обухов Д. В., Самыгин С. И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
4. Иванченко Л. А. Основы успеха: теория и практика менеджмента. – М.: Мысль, 2003. – 287с.
5. Климашин И. А. Адаптация: Методика, технология, опыт.// Справочник по управлению персоналом. – М.: «Типография «Новости», октябрь 2001. – № 0. – с. 43.
6. Почебут
Л. Г.,Чикер В. А.
7. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб; Питер, 2000. – 416 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»)
8. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века» Ростов н/Д: «Феникс», 2001, – 512 с.
9. Травин В. В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. – 272 с.
10. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 528 с.
11. Управление
персоналом организации:
12. Управление
персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина).
Серия «Учебники и учебные
пособия» – Ростов н/Д: «
13. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.
14. Цветаев В. М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 160 с.
15. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.
Электронный ресурс:
16. Карьерист [Электронный ресурс]: http://www.career-st.ru
17. Большой энциклопедический словарь. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://dictionaries.rin.ru
18. Управление
персоналом. Словарь - справочник. [ЭЛЕКТРОННЫЙ
РЕСУРС]: psyfactor.org
Приложение
ТЕСТ
«ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»
Насколько
важным является для Вас каждое из
следующих утверждений?
Совершенно
Исключительно
неважно важно | |
1.Строить
свою карьеру в пределах |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2.Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5.
Употреблять свое умение |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6.Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7.Вести
такой образ жизни, чтобы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8.Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9.Продолжать
работу по своей специальности, |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10.Быть первым руководителем в организации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11.Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12.
Работать в организации, |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
13.
Употребить свои умения и |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
14.Соревноваться с другими и побеждать | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
15.Строить
карьеру, которая позволит мне
не изменять моему образу |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
16.Создать
новое коммерческое |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
17.Посвятить всю жизнь избранной профессии | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
18.Занять
высокую руководящую долж- |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
19.Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т. д. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
20.Оставаться
на одном месте жительства, чем
переехать в связи с |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
21.Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Насколько
Вы согласны с каждым
из следующих утверждений?
Совершенно
Полностью
не согласен согласен | |
22.Единственная
действительная цель моей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
23.Я
всегда стремлюсь уделять |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
24.Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
25.
Я соглашусь на руководящую
должность только в том случае,
если она находится в сфере
моей профессиональной |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
27.
В моей профессиональной |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
29.
Я всегда искал работу, на которой
мог бы приносить пользу |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
30. Соревнование и выигрыш - это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
31.
Карьера имеет смысл только
в том случае, если она позволяет
вести жизнь, которая мне |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
32.
Предпринимательская |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
33.
Я бы скорее ушел из |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
34.
Я буду считать, что достиг
успеха в карьере только тогда, |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
36.
Я предпочел бы работать в
организации, которая |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
38.
Я чувствую себя преуспевающим
только тогда, когда я |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
39.
Выбрать и поддерживать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
41.Я
всегда хотел основать и |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |