Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа
Объект исследования будет являться индивидуальная карьера.
Предметом исследования является социально-психологические особенности индивидуальной карьеры.
Основная цель данной работы заключается в идентификации карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна, которая будет состоять из двух этапов: теоретического описания и экспериментальной процедуры.
Введение
Актуальность изучения индивидуальной карьеры в социальной психологии обосновывается тем фактом, что только в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявления карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.
Нет ничего удивительного в том, что работник желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Понятие «карьера» многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека1.
Объект исследования будет являться индивидуальная карьера.
Предметом исследования является социально-психологические особенности индивидуальной карьеры.
Основная цель данной работы заключается в идентификации карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна, которая будет состоять из двух этапов: теоретического описания и экспериментальной процедуры.
Для достижения поставленной
цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть общее представление понятия
«карьера»;
2. Рассмотреть стадии, этапы и модели индивидуальной карьеры;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявления карьерных ориентаций;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: Есть основание предположить, что основополагающим фактором при выборе карьеры у женского пола будет являться стабильность, а у респондентов мужского пола является управление.
В курсовой работе были использованы методы:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Экспериментальные
методы (тестирование)
Глава
1 Проблема индивидуальной
карьеры в социальной
психологии
Обращение к проблематике карьеры в последнее время большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия «карьера».
Карьера (от итал . carriera - бег, жизненный путь, поприще),
1) продвижение в какой-либо сфере деятельности.
2) Достижение известности, славы, выгоды.
3) Обозначение рода занятий, профессии (напр., карьера учителя)2.
Это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это личностный аспект карьеры, который предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения.
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.
Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную сторону.
Наконец можно выделить социальный аспект, представления о карьере с точки зрения общества.
Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот (успехов) в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни.
Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени ее взлетности, об используемых методах. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.
Но в любом случае, карьера – это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами признанными в обществе или организации. Таковыми являются:
-
должностные ступени, уровни
-
ступени квалификационной
-
статусные ранги, отражающие
-
ступени власти как степени
влиятельности в организации
(участие в принятии важных
решений, близость к
-
уровни материального
При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и с точки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, «увидят» его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.
Многообразность
и сложность явления карьеры
отражается и в многообразии ее видов,
разнообразии подходов к ее типологизации.
Для классификации видов
1. По среде рассмотрения различают карьеру:
А) профессиональную
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Б) внутриорганизационную.
Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации.
2. По направлению движения работника в структуре организации:
А) вертикальное, т.е. подъем на более высокую ступень структурной иерархии; чаще всего именно с ним связывают понятие карьеры, поскольку здесь продвижение наиболее зримо;
Б) горизонтальное – это перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (руководитель программы, временной целевой группы и т.п.), либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени с адекватным изменением вознаграждения;
В) центростремительное – это продвижение к ядру, руководству организации, что является весьма привлекательным для сотрудников; выражается в получении доступа к неформальным источникам информации, в доверительных обращениях и отдельных важных поручениях руководства, приглашениях на встречи и совещания.
3. По принадлежности к определённой сфере деятельности:
А) карьера менеджера
Б) карьеру юриста
В) карьеру врача.
4. По характеру происходящих изменений выделяют:
А) властная
Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации.
Б) квалификационная
Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии.
В) статусная
Статусная карьера – это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы.
Г) монетарная карьера.
Монетарная карьера – это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему социальных льгот.
5. Как основания для классификации могут быть использованы характеристики протекания процесса карьерного развития.
6. По направленности происходящих изменений выделяют:
А) прогрессивную
Б) регрессивную карьеру.
7. По характеру направленности изменений:
А) линейная (развитие происходит равномерно и непрерывно)
Б) нелинейную (движение осуществляющееся скачками или прорывами).
В) застой (стагнация, тупик),
Г) стадию отсутствия каких либо существенных изменений в карьере.
8. По степени устойчивости:
А)Устойчивая
Б) Неустойчивая
9. По степени непрерывности:
А) прерывистая
Б) непрерывная
10. По возможности осуществления:
А) реальная (то, что удалось достигнуть на протяжении определенного отрезка времени)
Б) потенциальную (лично выстраиваемый человеком трудовой жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей).
11. В зависимости от последовательности занимаемых должностей:
А) традиционную (постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности);
Б) авантюрную, для которой характерна высокая скорость должностного продвижения;
В) суперавантюрную (карьера предполагает очень высокую скорость должностного продвижения с пропуском значительного числа промежуточных ступеней а иногда резкое изменение сферы деятельности);