Идентификация карьерных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:57, контрольная работа

Краткое описание

Объект исследования будет являться индивидуальная карьера.

Предметом исследования является социально-психологические особенности индивидуальной карьеры.

Основная цель данной работы заключается в идентификации карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна, которая будет состоять из двух этапов: теоретического описания и экспериментальной процедуры.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность изучения индивидуальной карьеры в социальной психологии обосновывается тем фактом, что только в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявления карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.

     Нет ничего удивительного в том, что  работник желает знать перспективы  служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

     Понятие «карьера» многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека1.

     Объект  исследования будет являться  индивидуальная карьера.

     Предметом исследования является социально-психологические особенности индивидуальной карьеры.

     Основная  цель данной работы заключается в идентификации карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» Эдгара Шейна, которая будет состоять из двух этапов: теоретического описания и экспериментальной процедуры.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
1. Раскрыть общее представление понятия «карьера»;

2. Рассмотреть стадии, этапы и модели  индивидуальной карьеры;

3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявления карьерных ориентаций;

4. Проанализировать результаты исследования.

     Гипотеза исследования: Есть основание предположить, что основополагающим фактором при выборе карьеры у женского пола будет являться стабильность, а у респондентов мужского пола является управление.

     В курсовой работе были использованы методы:

1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;

2. Экспериментальные методы (тестирование) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Проблема индивидуальной карьеры в социальной психологии 

    1. Понятие карьеры. Виды карьеры
 

     Обращение к проблематике карьеры в последнее  время большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия  «карьера».

     Карьера (от итал . carriera - бег, жизненный путь, поприще),

     1) продвижение в какой-либо сфере деятельности.

     2) Достижение известности, славы, выгоды.

     3) Обозначение рода занятий, профессии (напр., карьера учителя)2.

     Это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это личностный аспект карьеры, который предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения.

     В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.

     Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную сторону.

     Наконец можно выделить социальный аспект, представления о карьере с  точки зрения общества.

     Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот (успехов) в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни.

     Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени ее взлетности, об используемых методах. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.

     Но  в любом случае, карьера – это  процесс движения по пути овладения  некими ценностями, благами признанными  в обществе или организации. Таковыми являются:

     - должностные ступени, уровни иерархии;

     - ступени квалификационной лестницы  и связанные с ней разряды,  дифференцирующие навыки и знания  людей по уровню мастерства;

     - статусные ранги, отражающие величину  вклада работника в развитие  организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации) его положение в коллективе;

     - ступени власти как степени  влиятельности в организации  (участие в принятии важных  решений, близость к руководству);

     - уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот).

     При этом следует подчеркнуть, что перечисленные  блага могут быть рассмотрены  как через призму субъективности человека, так и с точки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, «увидят» его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.

     Многообразность и сложность явления карьеры  отражается и в многообразии ее видов, разнообразии подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев3.

1. По среде рассмотрения различают карьеру:

А) профессиональную

Профессиональная  карьера характеризуется тем, что  конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Б) внутриорганизационную.

Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника  в рамках одной организации.

2. По направлению  движения работника  в структуре организации:

А) вертикальное, т.е. подъем на более высокую ступень структурной иерархии; чаще всего именно с ним связывают понятие карьеры, поскольку здесь продвижение наиболее зримо;

Б) горизонтальное – это перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (руководитель программы, временной целевой группы и т.п.), либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени с адекватным изменением вознаграждения;

В) центростремительное – это продвижение к ядру, руководству организации, что является весьма привлекательным для сотрудников; выражается в получении доступа к неформальным источникам информации, в доверительных обращениях и отдельных важных поручениях руководства, приглашениях на встречи и совещания.

3. По принадлежности  к определённой  сфере деятельности:

А) карьера менеджера

Б) карьеру юриста

В) карьеру врача.

4. По характеру происходящих  изменений выделяют:

А) властная

Властная  карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации.

Б) квалификационная

Квалификационная  карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии.

В) статусная 

Статусная карьера – это увеличение статуса  работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга  за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы.

Г) монетарная карьера.

Монетарная  карьера – это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему социальных льгот.

5. Как основания  для классификации  могут быть использованы  характеристики протекания  процесса карьерного  развития.

6. По направленности происходящих изменений выделяют:

А)  прогрессивную 

Б)  регрессивную карьеру.

7. По характеру направленности  изменений:

А) линейная (развитие происходит равномерно и непрерывно)

Б) нелинейную (движение осуществляющееся скачками или прорывами).

В) застой (стагнация, тупик),

Г) стадию отсутствия каких  либо существенных изменений  в карьере.

8. По степени устойчивости:

А)Устойчивая

Б) Неустойчивая

9. По степени непрерывности:

А) прерывистая 

Б) непрерывная

10. По возможности  осуществления:

А) реальная (то, что удалось достигнуть на протяжении определенного отрезка времени)

Б) потенциальную (лично выстраиваемый человеком трудовой жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей).

11. В зависимости  от последовательности  занимаемых должностей:

А) традиционную (постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности);

Б) авантюрную, для которой характерна высокая скорость должностного продвижения;

В) суперавантюрную (карьера предполагает очень высокую скорость должностного продвижения с пропуском значительного числа промежуточных ступеней а иногда резкое изменение сферы деятельности);

Информация о работе Идентификация карьерных ориентаций