Характеристика теоретических направлений в социологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования.
Задачи работы:
- дать характеристику структурных компонентов социологии образования;
- раскрыть теоретические направления в социологии образования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика структурных компонентов социологии образования…………………………………………………………………………..5
§ 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5
§ 1.2. Функции социологии образования……………………………………6
Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования…………………………………………………………………………..9
§ 2.1. Образование как социальный институт………………………………9
§ 2.2. Функционализм и теория конфликта в социологии образования…11
§ 2.3. Интеракционизм в социологии образования………………………..14
§ 2.4. Постмодернизм в социологии образования…………………………19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Социология образования готовая работа.docx

— 62.00 Кб (Скачать)

Приведение знаний в соответствие с требованиями формальной академической системы образования обнаруживает явную функцию как подготовку учащихся к дальнейшему обучению, освоению усложненных языковых кодов. Вместе с тем скрытый учебный план, в конечном счете, играет значительную роль в диалоге нравственных принципов и взаимодействии субкультур. Отечественная школа как звено авторитарного государства сохраняет властную дистанцию, регламентацию и принудительность обучения.

Эта концепция формирует образовательное пространство, отграниченное от нестандартных, вариативных, инновационных форм, успешной профессиональной карьеры15.

 

§ 2.4. Постмодернизм в социологии образования

 

Когда проводят конференции, то привычно долго и нудно говорят о необходимости воспитания обучаемого контингента. При этом не задумываются о том, что именно латентные функции образования формируют личности, нужные обществу и государству, что анализу этих функций и должны посвящать свое научное старание те, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения.

 Образование - одновременно  цель и условие развития общества, хотя сегодня под образованием чаще понимается формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. Процесс передачи знаний и навыков технологизирован, организационно оформлен в виде многоступенчатой системы учебных заведений. Одновременно это и воспитательный процесс.

Возможности самого образования неразрывно связаны с целостно понимаемым процессом социально-экономического и культурного развития конкретной страны. Поэтому социальные потребности в дистанционных формах вузовского, поствузовского и дополнительного образования состоят не только в расширении подготовки и переподготовки специалистов по наиболее популярным специальностям. Как приблизить субъекты образования и весь театр обучающих процедур к серьезным задачам изменения общества - вопрос значимости данного социального института. Демократические интонации дискуссий по проблемам образования оказались в фокусе реформирования высшей школы и методологического перевооружения науки об образовании. Эти процессы позволяют анализировать стратификационные предпочтения и культурные коммуникации, обозначить закрепленный в языке и социальных институтах, формирующихся в экзистенциальной, индивидуальной истории качественно новых адаптационных нишах виртуальный хабитус16.

Прошлый опыт университетов гарантирует правильность привычных обучающих практик, их постоянство во времени гораздо надежнее, чем даже формальные правила и нормативные требования. Сегодня несомненна престижность социального и гуманитарного образования, совпадающая с антропологическим поворотом в науке, философии. Хотя модернизму соответствовали тенденции урбанизации, индустриализации, боготворения технологий, прикладных наук, однако в лучших формах проявления он вызывал разрыв с традиционной жизнью посредством нововведений.

Но ХХI век - это век образования, междисциплинарности, сближения технократического и гуманистического образования - не по росту объемов часов, а внутренней трансформации. Хотя пропасть между точными и естественными науками и науками социальными велика, законы и практики тех и других одинаковы. При этом несомненна приоритетная функция трансляции культуры, формализованного процесса передачи знаний и ценностей от поколения к поколению. Возникновение постмодернизма связано с поколением 60-х годов ХХ в., когда людей с высшим образованием стало больше чем в предыдущих поколениях. Это привело к тому, что интеллектуалы оказали решающее влияние на сознание публики и представителей деловых элит.

Традиционные ориентации на бизнес, промышленность, науку сменились эстетизацией жизни, отмечается появление новых культурных посредников, как части среднего класса, которые вовлечены в процесс производства символических товаров, их распространение, продажу, рекламу, а также в поддержку представителей искусства и культуры. Они создают новые направления, определяют моду и стиль жизни, в итоге определенные предпосылки сделали эту группу среднего класса более открытой к эстетическому опыту17.

Постмодернизм по Бауману означает новый тип общественно-культурной системы, противопоставляющий себя модернизму и всему, что с ним связано. Модернизм обозначает современность, новое время, но мы прошли современность и находимся за ней, то есть в после-новом времени, постсовременности. В качестве основной характеристики постмодернити определяется принятие множественности мира; множественности, которая является не временным состоянием, но составляющим качеством существования, означает эмансипацию от однозначной чистоты единообразия. Постмодернитизм смещает центральные признаки ценностей, утверждая разнообразие жизненных форм.

Выступая условием конструирования идентичности, погружаясь в культуру информационной открытости, образование постмодернизма актуализирует социальный контекст формирования образованного среднего класса как агента стабильности и солидарности общества. Инвестирование в образование в большой степени свидетельствует о стремлении к повышению социального статуса, вхождению в состав определенных групп, даже в том случае, когда это не выражается в росте благосостояния. Другая сторона проблемы связана со стратифицирующей ролью образования18.

Вывод. Таким образом, каждая конкретная область знания имеет свои парадигмы. Не является исключением и социология. Парадигма в социологии есть системное представление о взаимосвязях между различными теориями.

Она включает в себя:

а) принятие некоторой общей для данных теорий философской (методологической) идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть «социальное»;

б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности  
и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений;

в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих исследованию в рамках парадигмы и, напротив, не имеющих оснований для постановки исследовательских задач.

Что касается парадигмальности образования, то в этом случае речь идет  
об определенных образцах, моделях, лежащих в основе системы образования.

Система образования как раз и является максимальным выражением устремленности общества и личности к определенным образцам, поэтому образование в целом может определяться как вид духовной деятельности личности и общества по формированию себя на основе того или иного образа или образца, то есть парадигмы.

Для изучения образования с различных позиций (как социальный институт, как система, как социокультурный феномен) используют и общепринятые в социологии парадигмы и создают новые парадигмы – применительно к образованию.

Чаще всего при изучении образования используют структуралистскую, функциональную, феноменологическую и гуманистическую парадигмы. И, тем не менее, существует еще достаточно большое число парадигм, которые можно рассматривать как самостоятельные, а можно – как частные проявления той или иной парадигмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования, изменения и развития системы образования как социального института общества и специфического комплекса социальных взаимодействий отношений.

Каждая конкретная область знания имеет свои парадигмы. Не является исключением и социология. Парадигма в социологии есть системное представление о взаимосвязях между различными теориями.

Она включает в себя:

а) принятие некоторой общей для данных теорий философской (методологической) идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть «социальное»;

б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности  
и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений;

в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих исследованию в рамках парадигмы и, напротив, не имеющих оснований для постановки исследовательских задач.

Что касается парадигмальности образования, то в этом случае речь идет  
об определенных образцах, моделях, лежащих в основе системы образования.

Система образования как раз и является максимальным выражением устремленности общества и личности к определенным образцам, поэтому образование в целом может определяться как вид духовной деятельности личности и общества по формированию себя на основе того или иного образа или образца, то есть парадигмы.

Для изучения образования с различных позиций (как социальный институт, как система, как социокультурный феномен) используют и общепринятые в социологии парадигмы и создают новые парадигмы – применительно к образованию.

Чаще всего при изучении образования используют структуралистскую, функциональную, феноменологическую и гуманистическую парадигмы. И, тем не менее, существует еще достаточно большое число парадигм, которые можно рассматривать как самостоятельные, а можно – как частные проявления той или иной парадигмы.

Современный мир становится более сложным и многообразным. Жизнь,  
действия и мотивы все больше уходят из институализированных и легитимных коллективных форм. Это создает трудности в исследовании современного общества.

 Социология сегодня  испытывает серьезные мировоззренческие,  
методологические и методические затруднения при описании социальной реальности. Это относится и к социологии образования.

Усиление роли образования во всех сферах общественной жизни требует  
обновления методологических позиций в социологии образования, переосмысления методологической базы социологии образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Батурин, В.К., Социология образования: учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» М., ЮНИТИ-Дана, 2011.

  1. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс

лекций. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 704 с.

  1. Блантер, С. В., Социологическое сопровождение образовательного

процесса (на примере исследований 1990-х гг), М., СГА, 2004.

  1. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический

опыт России. – Дубна: Феникс+, 2001. – 208 с.

  1.  Ванькина, И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг

образования: учеб. пособие. – М.: Университетская книга. Логос. – 2007. – 336 с.

  1. Демченко, Т.С. Социальный контроль над качеством обучения в

высших учебных заведениях. М., СГА, 2011.

  1. Добренькова, Е.В. Социальная морфология образовательного

дискурса: историко-социологические аспекты. – М.: Альфа-М, 2006. – 335 с.

  1.  Зборовский, Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учеб.

пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383 с.

  1. Курочко, М.М. Парадигмальность и проективность образования: к

постановке проблемы // Социология образования, 2007, № 1. – С. 26–30.

  1.  Поправко, Н.В. Социология образования: учебю пособие / Том. гос.

ун-т. – Томск, 2004. – 200 с.

11. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании:

учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2007. – 357 с.

  1.   Социология образования как отрасль научного знания, М., СГА,

2003.

Информация о работе Характеристика теоретических направлений в социологии образования