Характеристика теоретических направлений в социологии образования
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 20:13, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования. Задачи работы: - дать характеристику структурных компонентов социологии образования; - раскрыть теоретические направления в социологии образования.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Характеристика структурных компонентов социологии образования…………………………………………………………………………..5 § 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5 § 1.2. Функции социологии образования……………………………………6 Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования…………………………………………………………………………..9 § 2.1. Образование как социальный институт………………………………9 § 2.2. Функционализм и теория конфликта в социологии образования…11 § 2.3. Интеракционизм в социологии образования………………………..14 § 2.4. Постмодернизм в социологии образования…………………………19 Заключение…………………………………………………………………...24 Список использованной литературы……………
Приведение знаний в соответствие
с требованиями формальной академической
системы образования обнаруживает явную
функцию как подготовку учащихся к дальнейшему
обучению, освоению усложненных языковых
кодов. Вместе с тем скрытый учебный план,
в конечном счете, играет значительную
роль в диалоге нравственных принципов
и взаимодействии субкультур. Отечественная
школа как звено авторитарного государства
сохраняет властную дистанцию, регламентацию
и принудительность обучения.
Эта концепция формирует образовательное
пространство, отграниченное от нестандартных,
вариативных, инновационных форм, успешной
профессиональной карьеры15.
§ 2.4. Постмодернизм
в социологии образования
Когда проводят конференции,
то привычно долго и нудно говорят о необходимости
воспитания обучаемого контингента. При
этом не задумываются о том, что именно
латентные функции образования формируют
личности, нужные обществу и государству,
что анализу этих функций и должны посвящать
свое научное старание те, кто несет ответственность
за воспитание подрастающего поколения.
Образование - одновременно
цель и условие развития общества,
хотя сегодня под образованием чаще понимается
формальный процесс, на основе которого
общество передает ценности, навыки и
знания от одного человека или группы
другим. Процесс передачи знаний и навыков
технологизирован, организационно оформлен
в виде многоступенчатой системы учебных
заведений. Одновременно это и воспитательный
процесс.
Возможности самого образования
неразрывно связаны с целостно понимаемым
процессом социально-экономического и
культурного развития конкретной страны.
Поэтому социальные потребности в дистанционных
формах вузовского, поствузовского и дополнительного
образования состоят не только в расширении
подготовки и переподготовки специалистов
по наиболее популярным специальностям.
Как приблизить субъекты образования
и весь театр обучающих процедур к серьезным
задачам изменения общества - вопрос значимости
данного социального института. Демократические
интонации дискуссий по проблемам образования
оказались в фокусе реформирования высшей
школы и методологического перевооружения
науки об образовании. Эти процессы позволяют
анализировать стратификационные предпочтения
и культурные коммуникации, обозначить
закрепленный в языке и социальных институтах,
формирующихся в экзистенциальной, индивидуальной
истории качественно новых адаптационных
нишах виртуальный хабитус16.
Прошлый опыт университетов
гарантирует правильность привычных обучающих
практик, их постоянство во времени гораздо
надежнее, чем даже формальные правила
и нормативные требования. Сегодня несомненна
престижность социального и гуманитарного
образования, совпадающая с антропологическим
поворотом в науке, философии. Хотя модернизму
соответствовали тенденции урбанизации,
индустриализации, боготворения технологий,
прикладных наук, однако в лучших формах
проявления он вызывал разрыв с традиционной
жизнью посредством нововведений.
Но ХХI век - это век образования,
междисциплинарности, сближения технократического
и гуманистического образования - не по
росту объемов часов, а внутренней трансформации.
Хотя пропасть между точными и естественными
науками и науками социальными велика,
законы и практики тех и других одинаковы.
При этом несомненна приоритетная функция
трансляции культуры, формализованного
процесса передачи знаний и ценностей
от поколения к поколению. Возникновение
постмодернизма связано с поколением
60-х годов ХХ в., когда людей с высшим образованием
стало больше чем в предыдущих поколениях.
Это привело к тому, что интеллектуалы
оказали решающее влияние на сознание
публики и представителей деловых элит.
Традиционные ориентации на
бизнес, промышленность, науку сменились
эстетизацией жизни, отмечается появление
новых культурных посредников, как части
среднего класса, которые вовлечены в
процесс производства символических товаров,
их распространение, продажу, рекламу,
а также в поддержку представителей искусства
и культуры. Они создают новые направления,
определяют моду и стиль жизни, в итоге
определенные предпосылки сделали эту
группу среднего класса более открытой
к эстетическому опыту17.
Постмодернизм по Бауману означает
новый тип общественно-культурной системы,
противопоставляющий себя модернизму
и всему, что с ним связано. Модернизм обозначает
современность, новое время, но мы прошли
современность и находимся за ней, то есть
в после-новом времени, постсовременности.
В качестве основной характеристики постмодернити
определяется принятие множественности
мира; множественности, которая является
не временным состоянием, но составляющим
качеством существования, означает эмансипацию
от однозначной чистоты единообразия.
Постмодернитизм смещает центральные
признаки ценностей, утверждая разнообразие
жизненных форм.
Выступая условием конструирования
идентичности, погружаясь в культуру информационной
открытости, образование постмодернизма
актуализирует социальный контекст формирования
образованного среднего класса как агента
стабильности и солидарности общества.
Инвестирование в образование в большой
степени свидетельствует о стремлении
к повышению социального статуса, вхождению
в состав определенных групп, даже в том
случае, когда это не выражается в росте
благосостояния. Другая сторона проблемы
связана со стратифицирующей ролью образования18.
Вывод. Таким образом, каждая конкретная
область знания имеет свои парадигмы.
Не является исключением и социология.
Парадигма в социологии есть системное
представление о взаимосвязях между различными
теориями.
Она включает в себя:
а) принятие некоторой общей
для данных теорий философской (методологической)
идеи о социальном мире с ответом на критериальный
вопрос: что есть «социальное»;
б) признание некоторых общих
принципов, критериев обоснованности
и достоверности знания относительно
социальных процессов и явлений;
в) принятие некоторого общего
круга проблем, подлежащих исследованию
в рамках парадигмы и, напротив, не имеющих
оснований для постановки исследовательских
задач.
Что касается парадигмальности
образования, то в этом случае речь идет
об определенных образцах, моделях, лежащих
в основе системы образования.
Система образования как раз
и является максимальным выражением устремленности
общества и личности к определенным образцам,
поэтому образование в целом может определяться
как вид духовной деятельности личности
и общества по формированию себя на основе
того или иного образа или образца, то
есть парадигмы.
Для изучения образования с
различных позиций (как социальный институт,
как система, как социокультурный феномен)
используют и общепринятые в социологии
парадигмы и создают новые парадигмы –
применительно к образованию.
Чаще всего при изучении образования
используют структуралистскую, функциональную,
феноменологическую и гуманистическую
парадигмы. И, тем не менее, существует
еще достаточно большое число парадигм,
которые можно рассматривать как самостоятельные,
а можно – как частные проявления той
или иной парадигмы.
Заключение
Таким образом, социология образования
имеет своим предметом закономерности
функционирования, изменения и развития
системы образования как социального
института общества и специфического
комплекса социальных взаимодействий
отношений.
Каждая конкретная область
знания имеет свои парадигмы. Не является
исключением и социология. Парадигма в
социологии есть системное представление
о взаимосвязях между различными теориями.
Она включает в себя:
а) принятие некоторой общей
для данных теорий философской (методологической)
идеи о социальном мире с ответом на критериальный
вопрос: что есть «социальное»;
б) признание некоторых общих
принципов, критериев обоснованности
и достоверности знания относительно
социальных процессов и явлений;
в) принятие некоторого общего
круга проблем, подлежащих исследованию
в рамках парадигмы и, напротив, не имеющих
оснований для постановки исследовательских
задач.
Что касается парадигмальности
образования, то в этом случае речь идет
об определенных образцах, моделях, лежащих
в основе системы образования.
Система образования как раз
и является максимальным выражением устремленности
общества и личности к определенным образцам,
поэтому образование в целом может определяться
как вид духовной деятельности личности
и общества по формированию себя на основе
того или иного образа или образца, то
есть парадигмы.
Для изучения образования с
различных позиций (как социальный институт,
как система, как социокультурный феномен)
используют и общепринятые в социологии
парадигмы и создают новые парадигмы –
применительно к образованию.
Чаще всего при изучении образования
используют структуралистскую, функциональную,
феноменологическую и гуманистическую
парадигмы. И, тем не менее, существует
еще достаточно большое число парадигм,
которые можно рассматривать как самостоятельные,
а можно – как частные проявления той
или иной парадигмы.
Современный мир становится
более сложным и многообразным. Жизнь,
действия и мотивы все больше уходят из
институализированных и легитимных коллективных
форм. Это создает трудности в исследовании
современного общества.
Социология сегодня
испытывает серьезные мировоззренческие,
методологические и методические затруднения
при описании социальной реальности. Это
относится и к социологии образования.
Усиление роли образования
во всех сферах общественной жизни требует
обновления методологических позиций
в социологии образования, переосмысления
методологической базы социологии образования.
Список использованной
литературы
Батурин, В.К., Социология образования: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению
и специальности «Социальная работа»
М., ЮНИТИ-Дана, 2011.
Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс
лекций. – СПб.: Юридический
центр Пресс, 2004. – 704 с.
Блантер, С. В., Социологическое сопровождение образовательного
процесса (на примере исследований
1990-х гг), М., СГА, 2004.
Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический