Социология образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Оглавление

I вариант.
1. Образование как социокультурный феномен.
2. Предмет и объект социологии образования.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
2. Социальная среда воспитания
3. Микроокружение как система межличностных контактов
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
Используемая литература:

Файлы: 1 файл

soc-vosp.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

               по разделу учебного плана:         Социология образования и воспитания

 

      Ф.И.О. методиста:              __________________________________

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                

            С О Ц И О Л О Г И Я   О Б Р А З О В А Н И Я         

                                                                

                        I  вариант.                             

 

            1. Образование как социокультурный феномен.         

      Образование -это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки   изучают образование под своим углом зрения. В философии   понятие "образование" употребляется в значении общего   духовного процесса формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление, средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.

     Психологию интересуют проблемы влияния образования на   формирование личности, ее психики. Социальная психология   рассматривает человека в качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека, его нормальному социальному функционированию.  Педагогика понимает под образованием процесс и результат   овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе  мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил и способностей.

    Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или   иные социальные группы, занимает определенные позиции в  социальной структуре общества, осваивает и выполняет    разнообразные роли в обществе.

    Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных   накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.

            2. Предмет и объект социологии образования. 

    Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология    представляет собой целостную систему социологических   знаний, состоящую из 3 уровней:

    общесоциологический (общетеоретический) уровень;

    - специальные (частные) социологические теории;

    - эмпирические социологические исследования.

     На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего  уровня. Сюда относится и социология образования. 

    Философская энциклопедия, определяя предмет социологии        образования, делает акцент на анализе его социальной   природы: "Социология образования - отрасль социологии,  изучающая образование как социальный институт, как форму   и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что   социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как социального процесса и их  функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".  В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной   организации образования: "...социология образования имеет  предметом своего рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их целостности и совокупности    (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций   является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом   которой является система образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом,  прежде всего с его социальной структурой".

     Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и   организации в системе образования. Это та социальная   среда, где развертывается функционирование процессов   образования, действуют определенные субъекты в форме   разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая   процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе   таких занятий, с определенной системой взаимоотношений    людей, с их институциональной и неинституциональной    организацией. Таким образом, объектом изучения является   образование с позиций его социальной природы.

            3. Важнейшие концепции социологии образования.

    Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни  общеста - экономическую,  социальную, политическую, духовную ... В то же время она  рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:   как функционирует и развивается система образования,  насколько она соответствует требованиям общества,  насколько эффективно ее организационное строение.

    Исследования затрагивают такие вопросы, как  :

         соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам   общества;

         пропорциональность морфологического строения структуры образования;

         влияние результатов образовательных процессов на другие        социальные процессы - профессионально-трудовые,  нравственные, психологические, организационно-технические  и другие, т.е. обратная связь системы образования.

     Исследование проблем структуры образования связано с  изучением его социальных функций: передача накопленных   знаний, преемственность социального опыта и духовная   преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,  интеллектуального, социального потенциала.

     Логически оправдано объединение всех исследований  в социологии образования по двум направлениям:

              внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы образования как социального института   социальные аспекты деятельности субъектов образования,  социальную структуру и функцию системы образования,  социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой  образования;

              внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими  социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.  

    Социология образования может быть представлена в  виде двух структур:

              теоретико-концептуальное содержание:

              основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;

              направления исследований и концептуализации:

              социальная детерминация образования, социокультуреая  организация сферы образования, эффективность образования;

              проблемно-тематическое содержание: культурогенез    личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция  и управление образованием, диагностика в образовании,   инновационные процессы в образовании, влияние образования  на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее основе лежит отражение этапов и   результатов познавательной деятельности ):

    - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

    - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;

    - фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;

    - проекты и модели социокультурной деятельности. 

    Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов   социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

4. Развитие социологического знания про образование в Украине.

   Современный уровень социологии образования опирается   на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма,  К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой   науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных   и отечественных ученых.

     Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда   ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений.  В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный  процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном   самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь      революций в образовании с научно-технической революцией.   Социальная политика в сфере образования и его социальные   функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях   общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем. 

     Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях исследования: социологических проблем  высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения   личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле  мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур        ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства   (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой  социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших   учебных заведений. 

  В социологии образования уже наметился круг проблем,  который составляет остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.

5. Социологические методы изучения сферы образования.

    Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из  наиболее надежных и достоверных источников социальной   информации, используемой для управления этой сферой,   позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и  прикладную функции социологии образования.

   Всякое социологическое исследование начинается с   анализа документов:

              официальных: указы и постановления правительства,  директивные и плановые документы министерств и ведомств   приказы и распоряжения, планы работы, материалы   печати, личностные документы;

              неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

              специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

   Среди методов анализа документов выделяется два основных   вида:

             традиционный

             качественно-количественный (контент-анализ).  

Традиционный основывается на анализе материала, логике    текста, обоснованности и достоверности приводимых   сведений. Количественно-качественный анализ основывается   на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

   Анализом документов социологические исследования в  сфере образования только начинаются. Этот метод помогает  составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание  других методов исследования.

  Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и  прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

              систематическое, проводимое регулярно в  течение  определенного периода;

              простое, носящее эпизодический, случайный характер;

              включенное, когда социолог непосредственно включен в  изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и  действует совместно с наблюдаемыми;

              не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя   с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;

              кратковременное, в течение 1-2 часов;

              длительное, в течение ряда лет.

Информация о работе Социология образования