Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:25, реферат
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
I вариант.
1. Образование как социокультурный феномен.
2. Предмет и объект социологии образования.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
2. Социальная среда воспитания
3. Микроокружение как система межличностных контактов
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
Используемая литература:
по разделу учебного плана: Социология образования и воспитания
Ф.И.О. методиста: ______________________________
С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я
I вариант.
1. Образование как социокультурный феномен.
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
2. Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:
общесоциологический (общетеоретический) уровень;
- специальные (частные) социологические теории;
- эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как :
соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
пропорциональность морфологического строения структуры образования;
влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:
внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;
внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
теоретико-концептуальное содержание:
основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
направления исследований и концептуализации:
социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы образования, эффективность образования;
проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.
2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности ):
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.
4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.
Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем.
Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.
В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;
неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
традиционный
качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.
Анализом документов социологические исследования в сфере образования только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.
Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
простое, носящее эпизодический, случайный характер;
включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;
кратковременное, в течение 1-2 часов;
длительное, в течение ряда лет.