Социология образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Оглавление

I вариант.
1. Образование как социокультурный феномен.
2. Предмет и объект социологии образования.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
2. Социальная среда воспитания
3. Микроокружение как система межличностных контактов
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
Используемая литература:

Файлы: 1 файл

soc-vosp.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

  Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с   другими социологическими методами. Хороший эффект дает  сочетание его с методом опроса.

     ОПРОС - это метод сбора социальной информации об  изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью)    или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем   регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и  задач исследования.

     АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования   применяется для сбора информации о массовых социальных     явлениях и позволяет получить значительный объем    эмпирической информации в короткий срок и анонимно.  К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает   метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте    получается в процессе личного общения с респондентом    по специально составленному вопроснику. Этот метод дает    возможность уточнять ответы, корректировать содержание и  последовательность вопросов, улавливать эмоциональную   окраску, подтексты ответов, что позволяет получать  более глубокую и полную информацию. Недостатками метода   являются высокие требования к социологу-интервьюеру и   значительное его субъективное влияние.

     Одним из современных видов метода интервью являются  ФОКУСИРОВАННЫЕ  ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный  характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет  исследования. 

     ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов)  исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса   выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы,  "мозговые атаки", деловые игры.

     Иногда используются психологические методы:  ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода  лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней   социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением   пользуются члены группы друг у друга, и составляют   социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов   выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не дает    материала для их причинного объяснения.

      СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации  о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и   управляемых факторов. Он предназначен для проверки   действенности внедряемых форм и методов образования,  апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об  изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.

    Эффективность методов социологического исследования  в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением   набора методов, наиболее соответствующих его целям и   условиям проведения.

С О Ц И О Л О Г И Я   В О С П И Т А Н И Я

                        II вариант.

1. Важнейшие императивы воспитания человека.

      Важнейшим принципом организации воспитания является    его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности  на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового,  нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их   согласованность, целесообразность и мера. Наиболее   полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного   человека с учетом конкретных состояний и отклонений на  каждом из его уровней: биологическом, психическом и  социальном. Социализация человека продолжается всю   жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.

     Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека   и общества такова:

              вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания   социализации личности; 

              влиять воспитательным воздействием на выработку и   тренировку индивидуального адаптивного механизма личности

              выступать одним из важнейших средств реализации и  оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

       Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание  условий для целенаправленного систематического развития   человека как субъекта деятельности, как личности и   индивидуальности придает воспитанию гуманистический  характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и   предметное пространство воспитания, придавая тем самым    воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные   возможности для решения основных требований к воспитанию   человека:

              ориентироваться в воспитании на целостного человека с  учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях;

обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер   жизнедеятельности индивида;

              соотносить формы и методы воспитания с периодами  социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание   дифференцировано;

              ориентироваться на воспитание творческой, мобильной   личности, что особенно важно в период радикальных перемен  в обществе;

              стремиться к организации непрерывного воспитания,  длящегося всю жизнь человека.

     Воспитание - это не просто научение, а воздействие на   весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности   в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

      Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять    собой не просто совокупность, а систему действий, каждое   из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое,   корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

2. Социальная среда воспитания

       Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших   форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

    В социологии под социальной средой понимают   отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная    и духовная, которые в разной степени воздействуют на  сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

       Влияние каждой из сфер на воспитание определяется     несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических,  экономических, социальных и духовных. Они очерчивают   возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер    формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти   ожидания  преобразуются социальными институтами каждой из  сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых   черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению  людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую   социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять  определенные социальные роли, благодаря воспитанию  социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду.  Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между    собой в процессе социализации индивида - подготовки его  к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных   перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде   всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее   связаны с соответствующими сферами социальной среды.   Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с  экономической сферой общества, с социальной сферой   связано воспитание общей культуры людей, формирование   общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие  исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные  перемены в социальной жизни общества требуют изменений в  содержании и формах воспитания. Кризисные явления в  обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ  в этой сфере.

 

3. Микроокружение как система межличностных контактов

   Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном  общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный  структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах    жизнедеятельности  людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность  производства, морально-психологический  климат в трудовых  коллективах, в семье, в обществе. На характер этих   отношений значительное влияние оказывают личностные   особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.

      Индивидуальное нравственное сознание формируется в    детстве и развивается на протяжении всей жизни человека.

      Во многом личностные особенности формируются    микроокружением человека. Семья является важным фактором   воспитания подрастающего поколения, становления человека   как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование   человека как личности. Межличностные отношения играют     важную роль в сфере воспитания, образования, во всех   сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой   решаются вопросы взаимоотношения личности и общества. 

      Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до   понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс    общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

4. Социологические методы изучения процесса воспитания

     В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все основные социологические методы:  наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ  документов. Однако это методы имеют свои особенности в  применении к исследованию воспитания, их значимость,  активность их использования и результативность отличаются   от соответствующих показателей исследования других сфер  социальной  жизни, ими не ограничивается весь набор   социологических методов изучения воспитания.

    Широкое распространение в исследованиях воспитания   получил метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации   путем непосредственного восприятия и прямой регистрации    событий, значимых с точки зрения целей исследования. К    основным требованиям при проведении наблюдения относятся:  умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять факты и  делать заключения. В сфере воспитания применяются   следующие виды наблюдений: систематическое, простое,  включенное, не включенное, кратковременное, длительное.

        Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для   исследования процесса воспитания, но мало пригоден для   получения достоверных данных о целях и мотивах поведения.

      Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом   ОПРОСА, т.е. сбора социальной информации об изучаемом    объекте в ходе непосредственного (интервью) или     опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации     ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование,  интервью и экспертный опрос. Иногда используются   психологические методы: тестирование, социометрия и др. 

   АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком   социологическом исследовании в сочетании с другими    методами. Анализ документов различают:  традиционный и качественно-количественный.

   СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации  о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и  управляемых факторов. Применительно к исследованию    процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде    СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого: 

                   собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни   и форм общественных отношений на воспитание;

                   психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;

                   экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние  изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и  организаций на воспитание;

                   правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные  и педагогические причины преступного поведения   подростков, изучающий влияние различных форм воспитания   и правовых учреждений на перевоспитание. 

   Среди разных видов исследования наиболее эффективным   для изучения сферы воспитания  является комплексное  социолого-педагогическое исследование. Сочетание в его  рамках всей совокупности социологических и педагогических  методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и  условиям работы при достаточном уровне профессионализма  исследователей составляют обязательный набор требований,  обусловливающих результативность исследования.

Информация о работе Социология образования