Характеристика теоретических направлений в социологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования.
Задачи работы:
- дать характеристику структурных компонентов социологии образования;
- раскрыть теоретические направления в социологии образования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика структурных компонентов социологии образования…………………………………………………………………………..5
§ 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5
§ 1.2. Функции социологии образования……………………………………6
Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования…………………………………………………………………………..9
§ 2.1. Образование как социальный институт………………………………9
§ 2.2. Функционализм и теория конфликта в социологии образования…11
§ 2.3. Интеракционизм в социологии образования………………………..14
§ 2.4. Постмодернизм в социологии образования…………………………19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Социология образования готовая работа.docx

— 62.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика структурных компонентов  социологии образования…………………………………………………………………………..5

§ 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5

§ 1.2. Функции социологии образования……………………………………6

Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования…………………………………………………………………………..9

§ 2.1. Образование как социальный институт………………………………9

§ 2.2. Функционализм и теория конфликта в социологии образования…11

§ 2.3. Интеракционизм в социологии образования………………………..14

§ 2.4. Постмодернизм в социологии образования…………………………19

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В социологии образования существуют определенные теоретические направления, которые требуют изучения. Данные теории являются предметом многих исследований  и не теряют актуальности, и изучаются в наши дни, чтобы на основании выводов исследований, разрабатывать новые методологии обучения.

Специальной отраслью социологического знания является социология образования. Конституирование социологии образования связано с именами американских социологов Л. Уорда, Дж. Дьюи; французского социолога Э. Дюркгейма; немецких ученых М. Вебера и К. Мангейма. В их трудах были сформулированы основные принципы социологического подхода к образованию, в том числе и принцип непрерывного образования.

Л.Уорд считал образование одним из важнейших институтов общества и связывал с ним успех социальных преобразований. Дж. Дьюи, исходя из идеи, что истинное познание достигается лишь естественнонаучными методами, считал, что задачи образования в обучении людей методам познания и преобразования мира. Э. Дюркгейм рассматривал социологические проблемы образования в тесном единстве с воспитанием. Эта взаимосвязь отражает потребности общества и способствует упрочению коллективных ценностей. Вебер видел роль образования в расширении знаний о жизненных условиях, в которых приходится существовать; в выработке ясности целей и средств социальных действий; в понимании и уточнении конечного смысла собственной деятельности. К. Мангейм одной из важнейших социальных функций образования считал формирование в обществе особой социальной группы - интеллигенции, с которой связывал процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования.

Анализ социологией сферы образования имеет свою специфику по отношению к другим наукам. Эта специфика проявляется в социологическом подходе к образованию, смысл которого заключается в следующем.

Прежде всего, он ориентирован на определение места и роли образования в обществе, т.е. на выявлении диалектики взаимодействия, взаимовлияния образования и других сфер жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной и духовной. Специфика социологического подхода к образованию начинается с того, что социологию интересует сущность и структура образования, его взаимоотношения с другими подсистемами общества и обществом в целом.

Образование рассматривается социологией в различных ипостасях: как социальное явление и процесс; как сложная социальная система; как социальный институт и организация; как особый вид деятельности и, наконец, как ценность для личности и общества. Образование во всех своих вариациях, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения происходящие в нем.

Выявление диалектики образования и общества связано и с изучением способа влияния первого на второе. Система образования, включенная в общественную систему, не может оставаться безразличной к системе, так или иначе воздействует на нее, заставляет общество реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе.

Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования.

Задачи работы:

- дать характеристику структурных компонентов  социологии образования;

- раскрыть теоретические направления в социологии образования.

 

 

Глава 1. Характеристика структурных компонентов  социологии образования

 

§ 1.1. Предмет и объект социологии образования

 

Социологический подход к образованию означает также изучение образования в качестве одного из важнейших составных элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими  элементами повседневного способа форм и видов деятельности.

Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Это особенно важно и актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям.

Использование социологического метода, подхода позволяет сочетать в изучении образования две его стороны - общественную и личностную (социально-групповую). Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается как социальный институт. Именно институциональный подход позволяет исследовать образование и на социальном уровне, и на личностном (групповом) уровне1.

Специфика социологического подхода к образованию - прежде всего в рассмотрении его как социального института и как вида деятельности. Единство этих двух подходов - институционального и деятельностного - это главное в осуществлении социологического исследования образования. Они взаимосвязаны содержательно и субъектно. Первый нацеливает на изучение образования как важнейшего социального института общества, а второй связан с исследованием его в качестве одного из основных элементов образа жизни личности и социальной группы.

Эти подходы к образованию в социологии позволяют четко разграничить объект и предмет характеризуемой отрасли знания. В качестве объекта целесообразно рассматривать образование как систему, выступающую в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: дошкольного, школьного, дополнительного образования; начального, среднего, средне-специального, высшего; допрофессионального, профессионального и т.д.

Если объектом образования является образование как система и информация о ней, то ее предметом - образование как социальный институт. Логически оправданным с точки зрения социологии представляется объединение всех исследований в этой сфере по двум направлениям2.

Первое охватывает внутренние проблемы образования как социального института - социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы; проблемы социального управления системой образования и др.

Второе направление объединяет исследование социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами - производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

 

§ 1.2. Функции социологии образования

 

Социология образования может быть представлена в виде двух структур: теоретического и концептуального содержания и технологической последовательности познавательной деятельности.

 Исследование проблем структуры  образования неразрывно связано  с изучением его социальных  функций: передача накопленных знаний; преемственность социального опыта; социализация личности, ее саморазвитие  и самореализация, накопление ею  интеллектуального, духовного и  социального потенциала; регуляция  социально-классового баланса общества  и др.

Исследование социальных функций образования, его связи с экономическими, политическими процессами. Социологический взгляд на учебное заведение, учебный процесс, социальные отношения в сфере образования и другие направления теоретической социологии образования конкретизируются в рамках изучения следующих проблем:

- доступность образования, образ жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом;

- роль образования в процессах социальной мобильности, воспроизводства социальных систем стратификации общества;

- роль студенчества как социальной группы в преобразованиях общества;  проблемы непрерывного образования;

- эффективность различных форм подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- профессиональная адаптация выпускников учебных заведений; тенденции изменений в образовании в связи с требованиями НТР, структурной перестройкой экономики;

- обеспечение посредством образования связи науки и производства;

- эффективность организационного строения образования и систем управления им;

- соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям3.

Структурное взаимодействие элементов социологии образования проявляется в функциях этой науки, через которые реализуется ее предметная, содержательная сторона.

Обычно выделяются следующие функции:

- теоретическая функция - расширение, приращение и обогащение социологических знаний об образовании как социальном явлении, разработка категорий социологии образования на основе социологической методологии и методики;

- социализационная функция - изучение образования как социального механизма социализации личности, исследование места и роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стандартов социально одобряемого поведения;

- идеологическая функция - формирование социологических взглядов на образование;

- прогностическая функция - прогнозы о предполагаемых тенденциях и возможных результатах изменений в сфере образования;

- преобразующая функция - создание наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания, а также систем социального управления образованием4.  

 Вывод. Таким образом, социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования, изменения и развития системы образования как социального института общества и специфического комплекса социальных взаимодействий отношений.

 

 

 

Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования

 

§ 2.1. Образование как социальный институт

 

Первая    научная интерпретация образования как социального института принадлежат Э. Дюркгейму. Его социологический подход к изучению образования является уникальным, работы «Мoral Education», «The Evolution of Educational Thought» и «Education and Sociology» описывают историю образования Франции, акцентируют внимание на том, что образование тесно связано с другими институтами и существующими в обществе ценностями и верованиями, нельзя отделить систему образования от общества. Поэтому обозначаются функции школы, утверждаются моральные ценности как основа социального порядка, общество утверждается через свои институты образования. Любое изменение в обществе ведет к изменению в образовании, образование является активной частью процесса изменений, а школьные классы, возможно, анализировать в качестве маленьких обществ, посредников, то есть агентов социализации. Школа служит связующим звеном между моралью семьи и суровой жизненной моралью в обществе, основная функция образования - в передаче общественных норм и ценностей. Общество может выжить тогда, когда среди его членов существует достаточная степень однородности, а индивиды представляют собой единое целое, то есть существует общественная солидарность5.

Образование способно увековечить и усилить эту однородность путем фиксирования, закрепления в ребенке того существенного, в чем нуждается коллективная жизнь. Образование, в особенности обучение истории, обеспечивает связь между индивидуальным и общественным: дети поймут, что являются частью мировой цивилизации, возникнет чувство обязательства перед социальной группой и обществом.

В индустриальных обществах школа обеспечивает функцию, которую не может обеспечить ни семья, ни группы, к которым принадлежит индивид. Членство в семье базируется на отношениях родства, в группах – на личном выборе, а в обществе в целом не основывается ни на одном из этих принципов. Школа выступает как общество в миниатюре, модель социальной системы, помогая приобрести индивидам, навыки кооперации с теми, кто не является ни родственниками, ни друзьями. В школе ребенок взаимодействует с другими членами школьного сообщества, осваивая установленные правила, этот опыт помогает подготовить его к взаимодействию с членами общества, в пределах общественно установленных правил.

 Кроме того, Дюркгейм  полагает, что на школьные правила  следует оказывать строгое давление, наказания должны отображать, рефлексировать серьезность ущерба, нанесенного социальной группе путем оскорбления, чтобы правонарушители поняли, почему они были наказаны.

 Таким образом, ученики  усвоят, что выступать против интересов социальной группы как единого целого неправильно. Им следует учиться быть дисциплинированными не потому, чтобы избежать наказания, они должны понять, что плохие поступки наносят вред обществу. Социальные науки, особенно социология, призваны помочь ребенку понять рациональную основу, на которой построено общество6.

Некоторые аспекты образования, которые представляют большой интерес сегодня - функция выбора и распределения взрослых ролей, разрыв между социетальными ожиданиями школы и фактическим действием - Дюркгеймом не рассматриваются. Он интересуется процессом передачи ценностей, который необходим для стабильности общества, но не рассматривает возможный конфликт между устойчивыми ценностями и возможностями, необходимыми для изменения индустриальных обществ. Образование должно быть под контролем государства, но свободно от частных интересов групп. Взгляды Дюркгейма оказали влияние на других социологов и педагогов.

Американский социолог Т. Парсонс показывает, что школа является своеобразным мостом, соединяющим семью и общество в целом, подготавливает детей к взрослой жизни. В семье ребенок осуждается и подвергается воздействию частных, особых стандартов. Родители чаще поощряют ребенка, нежели наказывают, в то время как в обществе индивиды обрабатываются и осуждаются в соответствии с общепринятыми стандартами, которые распространяются на всех членов, независимо от уз родства. В семье статус ребенка является приписанным и дается ему при рождении.

Информация о работе Характеристика теоретических направлений в социологии образования