Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования.
Задачи работы:
- дать характеристику структурных компонентов социологии образования;
- раскрыть теоретические направления в социологии образования.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика структурных компонентов социологии образования…………………………………………………………………………..5
§ 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5
§ 1.2. Функции социологии образования……………………………………6
Глава 2. Характеристика теоретических направлений в социологии образования…………………………………………………………………………..9
§ 2.1. Образование как социальный институт………………………………9
§ 2.2. Функционализм и теория конфликта в социологии образования…11
§ 2.3. Интеракционизм в социологии образования………………………..14
§ 2.4. Постмодернизм в социологии образования…………………………19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………
Глава 1. Характеристика структурных
компонентов социологии образования…………………………………………………
§ 1.1. Предмет и объект социологии образования………………………….5
§ 1.2. Функции социологии образования……………………………………6
§ 2.1. Образование как социальный институт………………………………9
Актуальность. В социологии образования существуют определенные теоретические направления, которые требуют изучения. Данные теории являются предметом многих исследований и не теряют актуальности, и изучаются в наши дни, чтобы на основании выводов исследований, разрабатывать новые методологии обучения.
Специальной отраслью социологического знания является социология образования. Конституирование социологии образования связано с именами американских социологов Л. Уорда, Дж. Дьюи; французского социолога Э. Дюркгейма; немецких ученых М. Вебера и К. Мангейма. В их трудах были сформулированы основные принципы социологического подхода к образованию, в том числе и принцип непрерывного образования.
Л.Уорд считал образование одним из важнейших институтов общества и связывал с ним успех социальных преобразований. Дж. Дьюи, исходя из идеи, что истинное познание достигается лишь естественнонаучными методами, считал, что задачи образования в обучении людей методам познания и преобразования мира. Э. Дюркгейм рассматривал социологические проблемы образования в тесном единстве с воспитанием. Эта взаимосвязь отражает потребности общества и способствует упрочению коллективных ценностей. Вебер видел роль образования в расширении знаний о жизненных условиях, в которых приходится существовать; в выработке ясности целей и средств социальных действий; в понимании и уточнении конечного смысла собственной деятельности. К. Мангейм одной из важнейших социальных функций образования считал формирование в обществе особой социальной группы - интеллигенции, с которой связывал процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования.
Анализ социологией сферы образования имеет свою специфику по отношению к другим наукам. Эта специфика проявляется в социологическом подходе к образованию, смысл которого заключается в следующем.
Прежде всего, он ориентирован на определение места и роли образования в обществе, т.е. на выявлении диалектики взаимодействия, взаимовлияния образования и других сфер жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной и духовной. Специфика социологического подхода к образованию начинается с того, что социологию интересует сущность и структура образования, его взаимоотношения с другими подсистемами общества и обществом в целом.
Образование рассматривается социологией в различных ипостасях: как социальное явление и процесс; как сложная социальная система; как социальный институт и организация; как особый вид деятельности и, наконец, как ценность для личности и общества. Образование во всех своих вариациях, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения происходящие в нем.
Выявление диалектики образования и общества связано и с изучением способа влияния первого на второе. Система образования, включенная в общественную систему, не может оставаться безразличной к системе, так или иначе воздействует на нее, заставляет общество реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе.
Цель работы – охарактеризовать теоретические направления в социологии образования.
Задачи работы:
- дать характеристику структурных компонентов социологии образования;
- раскрыть теоретические направления в социологии образования.
Глава 1. Характеристика структурных компонентов социологии образования
§ 1.1. Предмет и объект социологии образования
Социологический подход к образованию означает также изучение образования в качестве одного из важнейших составных элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного способа форм и видов деятельности.
Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Это особенно важно и актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям.
Использование социологического метода, подхода позволяет сочетать в изучении образования две его стороны - общественную и личностную (социально-групповую). Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается как социальный институт. Именно институциональный подход позволяет исследовать образование и на социальном уровне, и на личностном (групповом) уровне1.
Специфика социологического подхода к образованию - прежде всего в рассмотрении его как социального института и как вида деятельности. Единство этих двух подходов - институционального и деятельностного - это главное в осуществлении социологического исследования образования. Они взаимосвязаны содержательно и субъектно. Первый нацеливает на изучение образования как важнейшего социального института общества, а второй связан с исследованием его в качестве одного из основных элементов образа жизни личности и социальной группы.
Эти подходы к образованию в социологии позволяют четко разграничить объект и предмет характеризуемой отрасли знания. В качестве объекта целесообразно рассматривать образование как систему, выступающую в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: дошкольного, школьного, дополнительного образования; начального, среднего, средне-специального, высшего; допрофессионального, профессионального и т.д.
Если объектом образования является образование как система и информация о ней, то ее предметом - образование как социальный институт. Логически оправданным с точки зрения социологии представляется объединение всех исследований в этой сфере по двум направлениям2.
Первое охватывает внутренние проблемы образования как социального института - социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы; проблемы социального управления системой образования и др.
Второе направление объединяет исследование социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами - производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
§ 1.2. Функции социологии образования
Социология образования может быть представлена в виде двух структур: теоретического и концептуального содержания и технологической последовательности познавательной деятельности.
Исследование проблем
Исследование социальных функций образования, его связи с экономическими, политическими процессами. Социологический взгляд на учебное заведение, учебный процесс, социальные отношения в сфере образования и другие направления теоретической социологии образования конкретизируются в рамках изучения следующих проблем:
- доступность образования, образ жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом;
- роль образования в процессах социальной мобильности, воспроизводства социальных систем стратификации общества;
- роль студенчества как социальной группы в преобразованиях общества; проблемы непрерывного образования;
- эффективность различных форм подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- профессиональная адаптация выпускников учебных заведений; тенденции изменений в образовании в связи с требованиями НТР, структурной перестройкой экономики;
- обеспечение посредством образования связи науки и производства;
- эффективность организационного строения образования и систем управления им;
- соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям3.
Структурное взаимодействие элементов социологии образования проявляется в функциях этой науки, через которые реализуется ее предметная, содержательная сторона.
Обычно выделяются следующие функции:
- теоретическая функция - расширение, приращение и обогащение социологических знаний об образовании как социальном явлении, разработка категорий социологии образования на основе социологической методологии и методики;
- социализационная функция - изучение образования как социального механизма социализации личности, исследование места и роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стандартов социально одобряемого поведения;
- идеологическая функция - формирование социологических взглядов на образование;
- прогностическая функция - прогнозы о предполагаемых тенденциях и возможных результатах изменений в сфере образования;
- преобразующая функция - создание наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания, а также систем социального управления образованием4.
Вывод. Таким образом, социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования, изменения и развития системы образования как социального института общества и специфического комплекса социальных взаимодействий отношений.
§ 2.1. Образование как социальный институт
Информация о работе Характеристика теоретических направлений в социологии образования