Характеристика понятий социология и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить роль социологии в принятии управленческих решений.

Файлы: 1 файл

социология управления ИНТ.docx

— 19.33 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы изучения. Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

     Управленческое консультирование как самостоятельная область прикладной и практической социологии представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов-социологов по управлению персоналом на государственных и частных предприятиях. Оно преследует целью на основе

научного анализа конкретных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения доходности предприятия, используя резервы, заключающиеся, прежде всего в человеческом, внедряя достижения современной науки. Подключение социологов к подготовке, выработке, принятию и внедрению управленческих решений приносит предприятиям зримую материальную пользу. Взаимосвязь управленческого консультирования и социологии управления обеспечивает взаимодействие между социологическим знанием теории и практикой управления.

Экспертный характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, обучает, способствует, развивает и т.д. Непосредственно он не принимает управленческие решения, но готовит почву для них, ставит диагноз, распечатывает альтернативы. При этом вся полнота ответственности, в том числе и юридической, за принятие решения ложится на плечи администрации.

Объектом исследования выступают социология и управление.

Предметом исследования выступает характеристика понятий социология и  управление

    Цель исследования - определить роль социологии в принятии управленческих решений.

 

РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Управленческое решение представляет собой процесс, включающий три стадии: подготовка решения; принятие решения; реализация решения. 
       1) На стадии подготовки управленческого решения проводится социально-экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.                            
    2) На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. 
        3) На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Здесь большую роль играют социологические методы сбора информации.  
     Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:                       
     1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;  
       2) метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; 
       3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.             
     Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления). На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа, аналогии, моделирования. Например, факторный анализ основывается на предположении о том, что каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде суммы некоторых других, не наблюдаемых признаков (факторов) умноженных каждый на свой коэффициент. В результате применения факторного анализа возникает возможность представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта, подлежащего управленческому воздействию, на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. А это позволяет, воздействуя на ненаблюдаемые факторы, оказывать управленческое влияние на наблюдаемые признаки управляемой подсистемы, например, на уровень производительности труда или на качество выпускаемой продукции. Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа здесь акцент переносится с вопросов типа "что произошло?" на вопросы такого рода: "Как можно решить проблему?" Следовательно, в этом случае информация направляется по конструктивному руслу, ориентированному на поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений. Их назначение - аккумулировать профессиональные знания и использовать их для экспертных оценок и рекомендаций в различных ситуациях, в которых необходимо принятие компетентных управленческих решений. Отличительная черта экспертных систем заключается в том, что, опираясь на фактические данные, введенные в память компьютера (причем база данных может пополняться), и, используя базу знаний или правил оперирования данными, экспертные системы способны не только оценить ситуацию и предложить варианты диагнозов или решений, но и дать по требованию пользователя (человека, принимающего решение) объяснение и обоснование предлагаемых вариантов решений. Наиболее значительные успехи в применении экспертных систем достигнуты в Японии, где создана и функционирует полностью автоматизированная система управления железнодорожным сообщением Токио-Осака, а также автоматизированная система управления процессом упаковки товаров в магазинах, предлагающих 50 тыс. вариантов, отбираемых по 60 показателям. Об эффективности применения экспертных систем говорит такой факт: для решения управленческих задач, поручаемых такой системе, при нынешнем уровне разработки систем искусственного интеллекта и уровне теоретической подготовки специалистов требуется около 40 лет, а прототип экспертной системы, использующей несколько сот правил, может быть создан за два месяца. При выборе решения применяются иные методы. Здесь решающую роль приобретает определение критериев выбора.

Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся максимизировать производительность, эффективность, прибыль, доходы при одновременной минимизации затрат, простоев, потерь от брака и т.п. Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Правда, не всегда удается принять такое решение, ибо это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например, конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.

 На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия, такими, как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные методы управленческой деятельности - материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относятся диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения, корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.

 

 

 

 

 

  

              

 

            

      

 

 

                     УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Управленческое консультирование можно рассматривать как социальный институт, основанный на специализации управленческой деятельности и формализации управленческих отношений. Консультант не будет приглашен в организацию, где управление выстроено на неформальных правилах, по принципу патриархальной семьи. Напротив, внешние консультанты требуются тогда, когда организации необходимо обеспечить стабильное развитие и конкурентоспособность.                 
            В настоящее время управленческое консультирование в России находится на этапе становления. Различные его формы обладают не только известными достоинствами, но и рядом существенных недостатков, характерных для переходного периода.                  

Табл. 1  Оценка потенциала внешнего и внутреннего консультанта

 

 

 
достоинства

 
недостатки

 
внешний консультант

 
свежесть идей; 
 
не связан традицией, личными отношениями; 
 
готовность к радикальным нововведениям

 
высокая стоимость услуг; 
 
недостаточное знание внутренних процессов; 
 
возможность утечки информации

 
внутренний консультант

 
низкая стоимость услуг; 
 
знание внутриорганизационных процессов

 
встроенность в традиционные структуры и систему личных отношений


 

Табл. 2  Сопоставление типов консультирования

 

 

 
достоинства

 
недостатки

 
индивидуальный консультант

 
независимое мышление, инновационность; 
 
персональная ответственность

 
человеческий фактор

 
консультант − представитель корпорации

 
гарантии фирмы; 
 
использование бренда консалтинговой фирмы для извлечения выгоды; 
 
выполнение работ без привязки к одному консультанту

 
высокая стоимость услуг, включающая накладные расходы; 
 
давление со стороны корпоративной традиции; 
 
размытая ответственность


 

 

  •  

  •        В процессуальном плане консультирование можно представить как последовательность операций между двумя точками: первоначальным контактом и прекращением сотрудничества.              
       Процесс консультирования включает следующие стадии:

    • предварительная подготовка;
      • пассивная диагностика;
    • активная диагностика;
    • выдача рекомендаций.

    Первая стадия консультирования − предварительная подготовка − подразумевает выявление проблемы, определение объекта изучения, а также анализ вторичных источников.                          
               Процесс консультирования начинается с анализа проблемной ситуации. Проблема носит субъективный характер, т.е. то, что одни рассматривают как негативное явление, другие могут не замечать. При этом существуют общезначимые проблемные ситуации, акцент на которых зависит от общественного мнения.                                  
            На этапе анализа проблемной ситуации консультант отмечает следующее:

    Информация о работе Характеристика понятий социология и управление