Характеристики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:39, доклад

Краткое описание

Всего на территории Российской Федерации к 2002 году зарегистрировано 11488 муниципальных образований, в том числе 8427 образований - сельские администрации, 1512 муниципальных образований - административные районы, 573 муниципальных образований - города. [14] стр. 9 Территория муниципального образования устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций.

Файлы: 1 файл

муниц образ.docx

— 32.18 Кб (Скачать)

1.1 Понятие «муниципальное  образование», основные полномочия  муниципального образования

Всего на территории Российской Федерации к 2002 году зарегистрировано 11488 муниципальных образований, в  том числе 8427 образований - сельские администрации, 1512 муниципальных образований - административные районы, 573 муниципальных  образований - города. [14] стр. 9 Территория муниципального образования устанавливается  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций. Учредительным актом муниципального образования является устав. Он принимается  представительным органом муниципального образования или населением на местном  референдуме. Чтобы осуществлять свои полномочия, муниципальное образование  должно иметь прочную экономическую  и финансовую базу. Финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность и  местные финансы. В состав муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, имущество земли, муниципальные  предприятия, организации и банки, муниципальный жилищный фонд, муниципальные  учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:

1. Запрет на ограничение  прав местного самоуправления;

2. Обязательность решений  органов местного самоуправления  и их должностных лиц;

3. Право обращений органов  местного самоуправления и их  должностных лиц в органы государственной  власти;

4. Право на судебную  защиту

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, или  несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление, именуется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы. Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.

Основные сферы жизни  муниципального образования - производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

1) управление производством; 

2) экономическое управление;

3) социально-политическое  управление;

4) управление духовной  сферой жизни территории.

Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.

Уставом муниципального образования  закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления. При  этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения  их полномочий; организационную структуру  местного самоуправления, условия и  порядок организации муниципальной  службы; выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок  и гарантии непосредственного участия  населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные  выборы, собрания (сходы) граждан и  обращения граждан в органы местного самоуправления; устанавливаются основания  и виды ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности  отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать  и другие положения об организации  деятельности местной власти.

При правовом регулировании  всех сфер деятельности в муниципальном  образовании необходимо уделять  внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным  формам установления и регулирования  муниципальных образований как  субъектов права.

В соответствии с федеральным  законодательством определяется порядок  образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных  образований, установления или изменения  их границ и наименований.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования  могут создавать ассоциации или  союзы для эффективного функционирования местного самоуправления и решения  проблем местного характера.

В состав ассоциаций или  союзов входят органы местного самоуправления, а не граждане (поэтому эти объединения  носят необщественный характер), и  не входят коммерческие организации, а  сами ассоциации или союзы не входят в структуру органов государственной  власти и им не адресуются правительственные  распоряжения.

Основные задачи и функции  объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:

1. Координация деятельности  органов местного самоуправления  в целях более эффективного  осуществления своих прав и  интересов, исходя из исторически  сложившегося расселения, перспектив  социально-экономического развития, демографических ситуаций и иных  местных особенностей;

2. Проведение согласованных  мероприятий по стабилизации  экономического положения и социальной  защите населения;

3. Принятие совместных  решений по разработке и реализации  местных программ и проектов  по проблемам, входящим в компетенцию  органов местной власти, и создание  необходимых для этого финансовых  источников и материальных ресурсов  за счёт использования возможностей  учредителей объединений (ассоциаций), а так же предпринимательской  деятельности структур, создаваемых  объединениями, ассоциациями в  этих целях.

4. Подготовка предложений  по реализации государственной  политики в области самоуправления;

5. Подготовка рекомендаций  и осуществление органами местного  самоуправления организационных  мероприятий по реализации федеральных  программ и проектов, а также  местных соглашений и программ.

Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных  на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.

В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации  и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным  возложением на них определённых обязанностей.

Эти полномочия, с одной  стороны, определяются кругом задач, которые  необходимо решать органам местной  власти для обеспечения жизнедеятельности  муниципального образования. Недостатком  такого подхода является то, что  определённый круг обязанностей может  не выполнять во избежание ответственности. С другой стороны, органы местной  власти муниципального образования  наделяются государственной властью  строго очередной компетенцией и  в результате не имеют достаточной  свободы в своей деятельности.

В настоящее время общая  тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.

Компетенция органов государственной  власти и местных органов управления муниципального образования распределяется следующим образом: органы государственной  власти ведают теми проблемами, которые  представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и  т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте  муниципального образования.

Основные полномочия органов  местной власти муниципального образования:

1. Выступать в качестве  юридического лица и в связи  с этим заключать договоры  и контракты, приобретать и  отчуждать имущество, выступать  в качестве истца и ответчика  в суде, совершать другие юридически  значимые действия;

2. Распоряжаться муниципальным  имуществом, т.е. устанавливать аренду  плату за пользование муниципальной  собственностью, устанавливать перечень  неотчуждаемых объектов и т.  д;

3. Управлять муниципальными  предприятиями, учреждениями и  организациями;

4. Устанавливать местные  налоги и сборы;

5. Распоряжаться муниципальными  финансами;

6. Принимать общеобязательные  нормативные правовые акты (постановления,  распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают  наиболее значимые для муниципальных  образований решения.

Полномочия и сроки  полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.

Полномочия выборных должностных  лиц местной системы управления определяются в каждом муниципальном  образовании самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством  или законами субъектов. К ним  относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и др. [5] стр. 59-64

Установление и изменение  границ муниципального образования  проводится с учётом исторических и  иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления или субъектов РФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учёта населения.

Порядок создания муниципальных  образований, установление их границ и  другие процедуры определяются законом  субъектов РФ. В этих законах определяется также соотношение понятий «территория  административно-территориального образования» и «территория муниципального образования». При этом возможно их полное или  частичное совпадение либо несовпадение.

Основной экономической  функцией самоуправления является обеспечение  на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов - воспроизводства  населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной  организации хозяйства и населения. Для этого муниципальный орган  должен иметь экономическую базу и правовые возможности.

Экономической основой местного самоуправления является муниципальная  собственность. Она включает средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные  учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. [15] стр. 48

1.2 Общие характеристики  и особенности муниципального  образования

Муниципальное образование  обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный  бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или  учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать  как юридические признаки муниципальных  образований. Однако тот факт, что  в Россию далеко не все территориальные  поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует  о том, что наряду с юридическими муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки.

1. Экономическая самодостаточность  территории, заключающаяся в наличии  на ней необходимого количества  хозяйствующих субъектов, получающих  устойчивую прибыль и заинтересованных  в развитии территории, перечисляя  последней часть своих доходов.

2. Особое место территории  в системе общественного разделения  труда, подчёркивающее её влияние  на жизнедеятельность других  территорий и привлекательность  для сторонних инвесторов.

3. Значительная доля активного  населения, способного самостоятельно  и под свою ответственность  решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные  и организационные ресурсы.

4. Заинтересованность региональной  власти в существовании на  территории субъекта федерации  экономически устойчивых и активных  территориальных поселений, действующих  в режиме хозяйственного расчёта  и пользующихся поддержкой со  стороны проживающего в них  населения.

Виды муниципальных  образований

В соответствии с новым  федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», все муниципальные  образования делятся на муниципальные  поселения, муниципальные районы и  городские округа. Территория субъекта федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории всех поселений  входят в состав муниципальных районов.

Информация о работе Характеристики муниципального образования