Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:39, доклад
Всего на территории Российской Федерации к 2002 году зарегистрировано 11488 муниципальных образований, в том числе 8427 образований - сельские администрации, 1512 муниципальных образований - административные районы, 573 муниципальных образований - города. [14] стр. 9 Территория муниципального образования устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций.
1.1 Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования
Всего на территории Российской 
Федерации к 2002 году зарегистрировано 
11488 муниципальных образований, в 
том числе 8427 образований - сельские 
администрации, 1512 муниципальных образований 
- административные районы, 573 муниципальных 
образований - города. [14] стр. 9 Территория 
муниципального образования устанавливается 
в соответствии с законами субъектов 
Российской Федерации и с учётом 
исторических и иных местных традиций. 
Учредительным актом 
Закон об общих принципах 
организации местного самоуправления 
устанавливает следующие 
1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления;
2. Обязательность решений 
органов местного 
3. Право обращений органов 
местного самоуправления и их 
должностных лиц в органы 
4. Право на судебную защиту
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, или несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.
Основные сферы жизни 
муниципального образования - производственно-экономическая, 
социально-психологическая и 
1) управление производством;
2) экономическое управление;
3) социально-политическое управление;
4) управление духовной сферой жизни территории.
Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.
Уставом муниципального образования 
закрепляется статус и социальные гарантии 
депутатов, членов других выборных органов 
местного самоуправления, выборных должностных 
лиц местного самоуправления. При 
этом срок полномочий депутатов, членов 
других выборных органов местного самоуправления 
и выборных должностных лиц местного 
самоуправления не может быть меньше 
двух лет. Кроме того, устав определяет 
основание и порядок 
При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.
В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.
На основании Федерального 
закона «Об общих принципах 
В состав ассоциаций или 
союзов входят органы местного самоуправления, 
а не граждане (поэтому эти объединения 
носят необщественный характер), и 
не входят коммерческие организации, а 
сами ассоциации или союзы не входят 
в структуру органов 
Основные задачи и функции объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:
1. Координация деятельности 
органов местного 
2. Проведение согласованных 
мероприятий по стабилизации 
экономического положения и 
3. Принятие совместных 
решений по разработке и 
4. Подготовка предложений 
по реализации государственной 
политики в области 
5. Подготовка рекомендаций 
и осуществление органами 
Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.
В настоящее время правовое 
регулирование деятельности муниципального 
образования осуществляется на основе 
принципа сочетания централизации 
и децентрализации, т.е. на предоставлении 
самостоятельности органам 
Эти полномочия, с одной 
стороны, определяются кругом задач, которые 
необходимо решать органам местной 
власти для обеспечения 
В настоящее время общая тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.
Компетенция органов государственной власти и местных органов управления муниципального образования распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми проблемами, которые представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте муниципального образования.
Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:
1. Выступать в качестве 
юридического лица и в связи 
с этим заключать договоры 
и контракты, приобретать и 
отчуждать имущество, 
2. Распоряжаться муниципальным 
имуществом, т.е. устанавливать аренду 
плату за пользование 
3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
4. Устанавливать местные налоги и сборы;
5. Распоряжаться муниципальными финансами;
6. Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).
Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.
Полномочия и сроки полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.
Полномочия выборных должностных лиц местной системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Кроме собственных полномочий 
по решению вопросов местного значения 
органы местной власти иногда наделяются 
отдельными государственными полномочиями, 
определяемыми федеральным 
Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учётом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления или субъектов РФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учёта населения.
Порядок создания муниципальных 
образований, установление их границ и 
другие процедуры определяются законом 
субъектов РФ. В этих законах определяется 
также соотношение понятий «
Основной экономической 
функцией самоуправления является обеспечение 
на местном уровне нормального хода 
воспроизводственных процессов - воспроизводства 
населения и трудовых ресурсов, окружающей 
среды, общественного продукта, территориальной 
организации хозяйства и 
Экономической основой местного 
самоуправления является муниципальная 
собственность. Она включает средства 
местного бюджета, муниципальные внебюджетные 
фонды, имущество органов местного 
самоуправления, муниципальные земли 
и другие природные ресурсы, находящиеся 
в муниципальной собственности, 
муниципальные предприятия и 
организации, муниципальные банки 
и другие финансово-кредитные 
1.2 Общие характеристики и особенности муниципального образования
Муниципальное образование 
обретает статус органа местного самоуправления, 
если управляет муниципальной 
1. Экономическая 
2. Особое место территории 
в системе общественного 
3. Значительная доля активного 
населения, способного 
4. Заинтересованность 
Виды муниципальных образований
В соответствии с новым федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», все муниципальные образования делятся на муниципальные поселения, муниципальные районы и городские округа. Территория субъекта федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории всех поселений входят в состав муниципальных районов.
Информация о работе Характеристики муниципального образования