Формирование восприятия выразительности речи у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Для того, чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.
Выразительность является очень существенно

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи:

             словаря, грамматического строя, диалога, монолога;

             совершенствованию звуковой стороны речи и др. [4,с.44].

Театрализованная деятельность позволяет детям старшего дошкольного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

 

 

4.             Методика проведения театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста

 

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей [7].

Задачи и содержание работы. Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол [8].

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению [12].

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой [1].

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

 

 

 

 

 

5.             Система театрализованных игр по формированию речи  детей в подготовительной к школе группе

 

 

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

               словаря;

               грамматического строя;

               диалогической и монологической речи;

               совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность:

               выбор темы;

               передача знакомого содержания;

               сочинение;

               исполнение от лица персонажей.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

В подготовительной группе уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини – сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет?»).

Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», «Двенадцать месяцев», в кукольном театре «Петушок – голосистое горлышко»).

Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

               единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

               насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;

               постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

               наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

               совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие,  воображение,  стимулируются мыслительные операции. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи,  мелодико-интонационная  сторона речи, темп,  выразительность речи.

Приведем пример системы театрализованных игр по формированию выразительности  речи  детей в подготовительной к школе группе. Система составлена на основе разработок театрализованных игр таких авторов, как Л. Баряева, И. Вечканова, Т. Доронова, Е. Загребаева, А. Зарин, Е.Петрова.

№ 1. «Под грибом».

Задачи: стимулирование памяти, внимания, логического мышления; развитие артистических способностей; формирование выразительности речи.

Ход игры: Воспитатель заглядывает в волшебный сундучок и достает маски (персонажей сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»). Затем он просит назвать героев сказки, определить их количество, объяснить, почему все животные и насекомые  поместились под грибком. Дети с помощью воспитателя  отвечают на вопросы по содержанию сказки.

Затем воспитатель предлагает  детям рассказать сказку по ролям. Дети создают сюжет сказки и произносят реплики, которые соответствуют героем сказки. По окончании драматизации воспитатель просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек  и позы каждого персонажа во время дождя и  после того, выглянуло солнышко (грустные, улыбающиеся и т.п.).

№ 2. «Зайки серые сидят».

№ 3. ««Белки».

№ 4. «Елки»

№ 5. «Кошки»

№ 6. «Девочка-ревушка» (инсценировка стихотворения А. Барто и П. Барто).

№ 7. «Бараны» (инсценировка стихотворения С. Михалкова)

№ 8. «Сундук» (инсценировка норвежкой сказки).

№ 9. «Лисички» (инсценировка стихотворения А. Милна)

№ 10. «Чив-чив, воробей!» (из коми-пермяцкого фольклора)

Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Информация о работе Формирование восприятия выразительности речи у старших дошкольников