Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Для того, чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.
Выразительность является очень существенно
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Для того, чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.
Выразительность является очень существенной стороной и важным качеством речи. Развитие её проходит длинный и своеобразный путь [22, с. 96].
Значение обучения средствам выразительности устной речи подчеркивают многие ученые. Обучение правильному и интонационному оформлению высказывания способствует более точной передачи мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию, способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.
Интонационная неразвитость воспитанников может оказаться причиной слабого неверного понимания текстов (М.Т. Баранов, Б.Н. Головин, И.С. Чудинова и др.).
От того, насколько качественный в языковом отношении материал используется для развития выразительности речи (да и других речевых характеристик), зависит не только общее речевое развития, но и личностное, культурное развитие ребенка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Стремление способствовать формированию выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр повлияло на тему нашей курсовой работы.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Цель исследования: составить систему театрализованных игр по формированию выразительности речи детей подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Определить особенности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Апробировать отдельные элементы системы театральных игр по формированию выразительности речи у детей подготовительной к школе группы.
Методы исследования:
- наблюдение занятий по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
- наблюдение общения детей подготовительной к школе группы в процессе разных видов деятельности.
- наблюдение театрализованных игр с детьми подготовительной к школе группы.
Курсовая работа состоит из введения, 6 пунктов, списка литературы (35 источников) и приложения.
1. Значение формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.).
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л. С. Выготский и др.).
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Бородич А.М., Гвоздев А.Н., Гербова В.В., Филичева Т.Б., Швачкин Н.Х., Яшина Б.И., и др.
При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность [5].
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками [14]:
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко [14].
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н.С. Жукова др.) [3].
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и т.д. [5]. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.
2. Особенности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом. В старшем дошкольном возрасте дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: методикой, темпом, ритмом речи, логическим ударением.
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказываю может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может измениться и смысл высказывания.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
Проявляет внимание к языку, чувствует и осознает некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознает некоторые виды комического в произведениях, способен проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.
Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться разнообразными интонациями. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Интонация может выражать эмоциональное отношение или эмоциональное состояние говорящего в момент речи.
У дошкольников выразительность речи развивается в подражании взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов; активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого, тем не менее, положительная оценка взрослым речевых высказываний ребенка чрезвычайно важна как дополнительный стимул к выразительной речи; ритмическом речевом материале, где присутствуют яркие образы, отношение ребенка к событию, отраженному в тексте.
Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники выражают открыто, непосредственно — мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).
- У детей старшего дошкольного возраста расширяются возможности управлять своим голосом: они учатся сознательно регулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту.
- Умение пользоваться голосом, изменять по мере надобности его звучание придает ему гибкость, подвижность.
- Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.
Таким образом, выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.
3. Значение театрализованных игр в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка [3, с. 189].
Воспитательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком.
Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении [2]. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям [11].
Информация о работе Формирование восприятия выразительности речи у старших дошкольников