Формирование восприятия выразительности речи у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Для того, чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.
Выразительность является очень существенно

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

 

6.             Апробирование отдельных элементов системы театрализованных игр с детьми подготовительной к школе группы

 

В декабре 2011 года было апробировано несколько элементов системы театрализованных игр с детьми подготовительной к школе группы на базе МБДОУ № 128.

Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображения человека или животного, для которого характерны типичные проявления, а для человека -  еще вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П. Бочкаревой, сам результат изображения  конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строго подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную  автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем выполнение роли не исключает творчества. Роль отражает не только социальную, но и личную  позицию персонажа. Она может быть выражена системой реальных и условных (обобщенных) игровых действий, моделирующих не только социальные, но и экологические отношения. Для выполнения  этих действий могут  использоваться игровые предметы. В театрализованной игре нет отношений состязания. Как и в сюжетно-ролевой игре, это – отношения сопричастности смыслу действий партнера по сценарию, дополнение их или просто независимые действия каждого ее участника.

Качественный анализ проведения нескольких элементов театрализованных игр.

Театрализованная игра «Под грибом».

Во время проведения данной игры у всех детей наблюдался интерес. Все очень обрадовались, когда увидели маски. Понадобилось некоторое время, чтобы ребята смогли рассмотреть их. Сказку вспомнили сразу. С определением количества героев проблем не возникло.

При распределении ролей получилась небольшая заминка, 2 мальчика не хотели пробовать себя в роли героев сказки. На вопрос: «Почему?», один из них ответил: «Потому что красиво не умею говорить!». Было предложено посмотреть на ребят, а потом попытаться самим рассказать по ролям.

Остальные дети справились с поставленной целью. При  помощи наводящих вопросов определили характеры героев и их интонации. Речь у Кати С. (играла бабочку) получилась эмоциональная. Девочка старалась выразительно передать текст своей роли. Миша К. (муравей) был застенчив. Его речь не была столь выразительна, как у Кати С. Дима В. сыграл воробья. Мальчик даже в мимике и жестах пытал передать настроение своего героя.

Мышку сыграла Лена Ч. Девочка сама выбрала себе роль и очень старалась. Речь получилась яркая и красочная. А вот зайца играл Витя К., мальчик забывал свою речь, поэтому герой получился тихим и неуверенным. И Лисичкой была Настя С. Девочка старалась подобрать интонацию речи под своего героя, в итоге получилось правдоподобно голос хитрой лисы. И наконец, лягушку сыграла Света В. Девочка немного стеснялась сначала и говорила себе под нос, но потом с помощью воспитателя получилось сказать свою реплику.

Всем детям понравилась последняя часть игры: строить рожицы перед зеркалом.

Исходя из выше перечисленного, можно сказать о том, что работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

При проведении игры «Елка» были выявлены небольшие недочеты со стороны выразительности речи. Дело в том, что в большинстве случае детей нужно было поправлять в чтении стихотворений. В основном чтение происходило монотонно и без эмоций. В конце стихотворения, как правило, понижали голос. Было и трое детей, которые воспроизводили стихотворение очень быстро.

Подводя итоги проведения игр, необходимо отметить, что театрализованные игры нравятся старшим дошкольникам. Они эмоционально откликаются на них. С удовольствием «превращаются» в разных героев сказок. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д.

Именно поэтому, мы считаем целесообразно использовать театрализованные игры, как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная курсовая работа была посвящена проблеме формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.

Анализ педагогической литературы показал, что проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.

С помощью анализа педагогической литературы были определены следующие характеристики выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста. Они были следующими: у детей данного возраста расширяются возможности управлять своим голосом: они учатся сознательно ре­гулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту. Умение пользоваться голосом, изменять по мере на­добности его звучание придает ему гибкость, подвиж­ность. Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для фор­мирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразитель­ному чтению, рассказыванию.

В старшем дошкольном возрасте  дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.

Именно поэтому театрализованная игра может стать средством формирования выразительности речи старших дошкольников. Ведь театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

В данной работе состоялась попытка создать систему театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у детей подготовительной к школе группе. Также состоялось апробирование нескольких элементов театрализованных игр данной системы.

Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.             Акулова О. Театрализованные игры  // «Дошкольное воспитание» № 4, 2005. С. 24-32.

2.             Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. –127 с.

3.             Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. – М., 2005 - 189 с.

4.             Баряева Л., Вечканова И., Загребавева Е., Зарина А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами  в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во «Союз», 2001.

5.             Бородич А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. Ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1974.

6.             Доронова Т.  Развитие детей от 4-7 лет в театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. 2001. № 5. С. 53-58.

7.             Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализ.деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005г.

8.             Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.

9.             Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с .

10.        Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

11.        Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.

12.        Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная Пресса», 2000. - 128 с.

13.        Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2001. № 4.с. 32-39.

14.        Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / под ред. Ф.А. Сохина – 2 –е изд., испр..- М.: Просвещение, 1979.

15.        Рубенштейн С. Л. Основы общей  психологии. СПб.: Питер, 2002 г., 720 с.

16.        Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/  под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.

17.        Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61-63; 1998. №2. С.129-130.

18.        Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.

19.        Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Мозайка-синтез, 2008

20.        Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, Абакан, 2004 

21.        Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

28

 



Информация о работе Формирование восприятия выразительности речи у старших дошкольников