Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

 

Следовательно, 80% детей правильно  определяют стороны относительно своей  позиции, но не учитывают позиции, отличной от неё, нет координации разных пространственных позиций. Катя  неправильно ответила во всех пробах, так как у нее  не сформированы понятия «лево-право».

По второй методике  («Братья  и сёстры») было проведено три  пробы (см.табл.14).

Таблица 14

Данные обследования по методике «Братья и сестры»

Ф.И.

возраст

1 проба

2 проба

3 проба

уровень

1

Ваня Г.

6,7

+

+

+

В

2

Катя Д.

6,4

-

+

+

С

3

Лена П.

7,1

+

-

+

С

4

Света П.

7

+

+

+

В

5

Ира С.

6,8

-

+

+

С

                      Итого %

60

80

100

 

 

 

Можно сделать вывод, что 40% дошкольников учитывают позиции  других людей и координируют их, 60% - правильно учитывают отношения  принадлежности, могут встать на точку  зрения одного из персонажей, но не координируют разные точки зрения.

Далее мы оценили коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию). В процессе рисования дети показали, что они умеют договариваться, приходить к общему решению, стараются контролировать процесс, на отступления от первоначального замысла партнера реагируют спокойно, по ходу осуществляют взаимопомощь. Позитивное отношение к совместной деятельности наблюдается у 80%, у 20% - нейтральное.

В итоге деятельность детей  оказалась достаточно продуктивной (см.табл.15).

Таблица 15

Результаты по методике «Рукавички»

Ф.И.

возраст

Критерии оценивания

 

 

 

 

Уровень

 

Продуктивность 

Умение договариваться

Взаимный контроль

  

Эмоциональное отношение  к совместной деятельности

   Взаимопомощь 

1

Ваня Г.

6,7

+

+

+

позитивное

+

В

2

Катя Д.

6,4

+

+

+

позитивное

+

В

3

Лена П.

7,1

+

+

+

позитивное

+

В

4

Света П.

7

+

+

+

нейтральное

+

С

5

Ира С.

6,8

+

+

+

позитивное

-

В


 

Коммуникативно-речевые  действия по передаче информации и  отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) мы диагностировали с помощью методики «Узор под диктовку». Мы оценивали такие УУД, как: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующую и регулирующую функции речи.

Как и при выполнении предыдущего  задания, 80% детей работали с удовольствием  и интересом, 20% - имеют нейтральное  отношение к совместной работе. В  процессе выполнения задания у одного ребенка возникли  сложности в  построении понятных для партнера высказываний (не сформированы понятия «лево-право»).  У другого - трудности в задавании вопросов, чтобы с их помощью получать необходимые сведения  от партнера по деятельности. 60% испытуемых проявили  способность к построению понятных для партнера высказывания, достаточно полно указывали ориентиры действий по построению узоров. Под руководством этих детей узоры были построены быстро и полностью соответствовали образцам.

 Результаты данной  методики см. в табл.16

Таблица 16

Результаты по методике «Узор под диктовку»

Ф.И.ребенка

возраст

Уровень

1

Ваня Г.

6,7

В

2

Катя Д.

6,4

С

3

Лена П.

7,1

В

4

Света П.

7

С

5

Ира С.

6,8

В


Таким образом, проанализировав  полученные результаты, было выявлено, что у большинства детей сформированы такие качества как внеситуативно-личностное общение, умение использовать знаково-символические средства, умение подчиняться правилам, контролировать свою деятельность, ориентироваться на социальные нормы. Высокие показатели по сформированности регулятивных УУД, меньшие - по личностным и коммуникативным действиям.

Также мы можем сделать  вывод о том, что у одного ребенка  недостаточно  сформировано личное действие самоопределения, у двоих – познавательные интерес и инициатива; у дошкольников  недостаточно развита координация разных пространственных позиций. 

Можно сказать, что подготовленность дошкольников к обучению в школе  удовлетворительная. Мы считаем, что  при дальнейшей работе с этими  детьми, большее внимание надо уделить  формированию и развитию личностных,  познавательных, коммуникативных УУД, а также продолжать развивать регулятивные УУД.

 

2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по формированию  универсальных учебных действий  старших дошкольников

Результаты исследования позволили определить, на   формирование и развитие каких УУД надо обратить внимание при работе с каждым из будущих первоклассников:

1) Ваня Г.:

 а) личностные действия: мотивации учения, развитие познавательного интереса и инициативы; б) познавательные логические действия: сохранение дискретного множества; в) регулятивные действия: предвосхищение результатов учебной деятельности; г) коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения);

2) Катя Д:

 а) личностные действия: формирование познавательного интереса и инициативы, повышение самооценки; б) регулятивные действия: формирование умения планировать свою деятельность; предвосхищение результатов учебной деятельности; в) коммуникативно-речевые действия по передаче и отображению предметного содержания и условий деятельности: умение задавать вопросы, способность строить понятные для партнера высказывания, регулирующую функцию речи; г) коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера);

3) Лена П.:

а) личностные действия: учебно-познавательные мотивы, повышать самооценку; б) логические действия; в) знаково-символические познавательные действия; г) коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера);

4) Света П.:

 а) личностные УУД: формирование  познавательного интереса и инициативы; повышение самооценки б) регулятивное действие оценивания результатов учебной деятельности, умения планировать свою деятельность, предвосхищение результатов деятельности, развитие способов и средств ориентировки; в) коммуникативное действие, направленное на организацию и осуществление планирования (кооперацию), развитие позитивного эмоционального отношения к совместной деятельности; умения задавать вопросы, регулирующей функции речи; г) коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера);

5) Ира С.:

а) личностные действия: развитие учебной мотивации; формирование адекватной самооценки; б) коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Считаем возможным дать психолого-педагогические рекомендации, которые могут быть учтены при формировании этих УУД  воспитателями детского сада, учителем, у которого будут обучаться дети в 1 классе, родителями.

Можно заметить, что в  данных списках есть одинаковые УУД, требующие формирования или развития,  встречающиеся у  разных детей. Это  может служить сигналом для воспитателей ДОУ, на что, в первую очередь, должна быть направлена их работа с дошкольниками.

Рекомендации  воспитателям:

  1. Для формирования учебной мотивации:
  • на занятиях, при выполнении некоторых заданий, упоминать в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники, при этом формировать чувство уверенности в роли ученика, создавая ситуацию успеха;
  • обустроить в игровой комнате «уголок ученика» со школьными принадлежностями для игр «в школу»;
  • читать и обсуждать с детьми художественные произведения о школе, учениках (соответственно возрасту), пословицы об учении;
  • закреплять знания о школьных принадлежностях, используя загадки;
  1. Для повышения познавательного интереса и инициативы:
  • взрослый сам должен с интересом быть погружен в какую-либо деятельность. При этом дети видят, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы;
  • стимулировать  любознательность детей.  В  работе  использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом и др.);
  • передавать инициативу от взрослого к детям. Ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления;
  • акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника;
  • поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство;
  1. Для повышения самооценки максимально использовать метод поощрения;  в сюжетно-ролевых играх Свете и Кате чаще предлагать  главные роли;                                                           
  1. Для формирования умения планировать свою деятельность, развития познавательных интереса и инициативы, способов и средств ориентировки, привлекать детей к таким формам работы, как конструирование, рисование (внимание Вани, Иры и Лены обращать на содержание рисунка, Кати и Светы  - на связь рисунка с игрой, сказкой), лепка (с натуры и по воображению), экспериментирование;
  2. Перед выполнением задания просить детей рассказать, какой результат, по их мнению, у них должен получиться, а по окончанию – оценить продукт своей деятельности:   это способствует формированию умения предвосхищать результаты и оценивать свою деятельность;
  3. Для формирования умения договариваться, осуществлять взаимопомощь, координацию действий, развития инициативы и самостоятельности привлекать детей к участию в бытовом труде, совместных творческих делах, предполагающих совместную работу со сверстниками, распределение обязанностей;
  4. Включать детей в игры – драматизации, которые развивают воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений; также такие игры помогают вместить в свое “Я” множество разных образов и позиций и тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков;
  5. Для развития речи, умения строить понятные высказывания для других организовывать наблюдение, обсуждение произведений искусства, музыкальных и художественных произведений, придумывать самим сказки и рассказывать их собеседникам, учить давать характеристику объектам и ситуациям окружающего мира и т.д. [8, 13, 14, 15].

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе