Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа по началам обучения грамоте

Формируемые УУД:

- удерживать внимание, слушая  короткий текст, который читает  взрослый, или рассматривая репродукцию;

- выполнять инструкции  взрослого;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;

- по требованию взрослого исправлять  свою ошибку, если не получилось  сразу выполнить задание правильно;

- пользоваться книгой и простейшими   инструментами.

Коммуникативные УУД (взаимодействие):

- формулировать собственное мнение  и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные  для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный  диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

Познавательные УУД  (общеучебные):

- использовать  общие приёмы решения задач;

- ставить и формулировать  проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения  в зависимости от цели.

Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методики оценки сформированности

 универсальных  учебных действий

 

Личностные универсальные  учебные действия

Действия самоопределения  и смыслообразования

Беседа о школе

(модифицированная методика  Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

-  выявление мотивации  учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти  в школу?  1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе  больше всего нравится, что для  тебя самое интересное?

3.Представь себе, что,  что мама тебе говорит –  Хочешь, я договорюсь, чтобы ты  пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты  ответишь маме? 

4. Представь себе, что  ты встретил малыша из детского  сада, который о школе еще ничего  не знает. Он тебя спрашивает  кто такой – «Хороший ученик»?  Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что  тебе предложили учиться так,  чтобы не ты каждый день  учился в школе, а чтобы ты  дома занимался с мамой и  только иногда ходил в школу?  Ты согласишься?

6. Представь, что есть  школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что  к вам домой  приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что  ты  очень хорошо работал на уроке  и учительница тебе говорит:  «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня  очень старался, и я хочу тебя  наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь  – шоколадку, игрушку или тебе  отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

  1. а  Да – А., не знаю, нет – Б.
  2. А – называет школьные предметы, уроки; 

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

  1. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
  2. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

    Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

  1. А – нет;

 Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

  1. А – школа А,  Б – школа Б
  2. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) 

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

  1. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0.   отрицательное отношение  к школе и поступлению в  школу.

  1. положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
  3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно  вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание  ответов типа Б.

1 уровень -  обязательно  1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В  целом равенство или преобладание  ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8  –  А; в ответах нет явного преобладания  направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень  – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

 

Проба на познавательную инициативу

 

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.

Возраст: дети 6,5 – 7 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД  – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задать вопрос.  

Метод оценивания  - чтение незавершенной сказки.

Описание задания

Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном  моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок  молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки,  психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и  инициатива ребенка, направленная  на то, чтобы взрослый продолжил  чтение сказки;

- адекватность высказывания  ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого  продолжить чтение сказки.

Уровни развития познавательных интереса и инициативы

1 низкий  –  ребенок  интереса к чтению сказки не  проявляет; вопросов не задает,

2  средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

3 высокий – ребенок  проявляет выраженный интерес  к сказке, сам задает вопросы,  настаивает на том, чтобы взрослый  дочитал сказку до конца.

 

 

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная  оценка – каузальная атрибуция  неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь  или складываешь из конструктора и у тебя не получается?

При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у  тебя не всегда получается?

При отрицательном ответе – можно сделать вывод о  низкой рефлексии или некритичной  оценке.

Вопрос: Какие задания  ты любишь -  трудные или легкие?

При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.

Критерии оценивания:

Ответы:

Каузальная атрибуция  «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

«Объективная трудность  задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и  т.д.

«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.

«Везение» – просто не получилось, потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.

Уровни: 1 -  ребенок ссылается на способности, везение. 2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий. 3 – ссылается на недостаточность усилий.

 

Регулятивные  универсальные учебные действия

 

Выкладывание  узора из кубиков

 

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание  ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):

Ориентировочная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

1 – отсутствует ориентация  на образец,; 2- соотнесение носит  неорганизованный эпизодический  характер, нет систематического  соотнесения; 3 –началу выполнения  действия предшествует тщательный  анализ и соотнесение осуществляется  на протяжении выполнения задания.

характер  ориентировки: 1 –развернутая с опорой на предмет; 2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; 3 – свернутая ориентировка;

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе