Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

— личностное, профессиональное, жизненное   самоопределение;

— смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные  действия   дают учащимся организовать их учебную деятельность. К ней относятся:  

целеполагание; планирование;  прогнозирование; контроль; коррекция;

оценка; саморегуляция.

Познавательные  универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В процессе обучения закладывается учебная деятельность, требующая новой организации учебно - воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Итоговые результаты освоения дошкольниками  Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  описывают интегративные качества ребенка, которые он может

приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается  следующий уровень развития интегративных  качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет  доступные возрасту гигиенические  процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным  в окружающем мире (мире предметов  и вещей, мире

отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений  обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких  людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует  на произведения изобразительного искусства, музыкальные и

художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет

диалогической речью и  конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль  общения со взрослым или сверстником, в зависимости от

ситуации.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поведение преимущественно  определяется не сиюминутными желаниями  и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о  том, «что такое хорошо и что такое  плохо».

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения  на улице (дорожные правила), в общественных местах

(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и  им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы  решения задач (проблем).

Способен предложить собственный  замысел и воплотить его в  рисунке, постройке, рассказе и др.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления о  себе, собственной принадлежности и  принадлежности других

людей к определенному  полу; о составе семьи, родственных  отношениях и взаимосвязях,

распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу  и по образцу, слушать взрослого  и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления  различных

видов детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Преемственность связей формирования УУД при переходе от дошкольного  к начальному общему образованию  в программе «Предшкола нового поколения»

Программа «Предшкола нового поколения» разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» и нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

«Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Комплект «Предшкола нового поколения»:

- ориентирован на светский  характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует  российским культурным традициям;

- построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;

- обеспечивает целостность  педагогического процесса посредством  взаимосвязи и взаимозависимости  целей и задач образования,  воспитания и развития;

- учитывает вариативность  организационных форм дошкольного  образования;

- предусматривает оптимальную  нагрузку на ребенка с целью  предупреждения перегрузки.

Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность форм организации  образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.

Преемственность планируемых  результатов формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию представлена в таблице.

 

 

Преемственность планируемых  результатов формирования УУД 

(дошкольное и  начальное  общее образование)

 

Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного  образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

Формирование познавательных УУД:

- классификация  (объединение по группам)

- анализ (выделение признака из целого  объекта)

- сравнение  (выделение признака из ряда  предметов)

- обобщение  (выделение общего признака из  ряда объектов)

- синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам

- сериация (установление последовательных взаимосвязей

Познавательные УУД (логические):

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным  критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных  связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Личностные результаты (самоопределение):

готовность и способность  обучающихся к саморазвитию.

Формирование:

- сенсорного  опыта;

- представлений  о числах и цифрах, арифметических  действиях, операции измерения;  представления о форме.

Познавательные  УУД  (общеучебные):

-самостоятельно выделять  и формулировать познавательную  цель;

- использовать  общие приёмы решения задач.

Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).


 

Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного  образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа по окружающему миру

Формирование УУД, направленных на:

- выполнение  инструкций, готовность отвечать  на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор

- готовность  выбирать для себя род занятий  из предложенных на выбор.

Регулятивные УУД (планирование):

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации.

Личностные результаты (самоопределение):

готовность и способность  обучающихся к саморазвитию.

Формирование УУД, направленных на  участие в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД (управление  коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Осуществление действий по образцу, понимание  указанной ошибки и ее исправления  по указанию взрослого.

Регулятивные УУД (коррекция):

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.

Контроль своей деятельности по результату.

Регулятивные УУД (контроль): использовать установленные правила в контроле способа решения.


Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного  образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа по художественно-эстетическому  развитию дошкольников

Формируемые УУД:

- удерживать  внимание;

- пользоваться  книгой;

- выполнять  инструкцию взрослого;

- обсуждать  со взрослыми возникшую проблему;

- находить  и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности.

Личностные результаты (самоопределение):

готовность и способность  обучающихся к саморазвитию.

Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД (взаимодействие, управление коммуникацией).




 

 

 

Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного  образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа по развитию речи

Формируемые УУД:

- умение строить развернутый  ответ на вопрос;

- умение пояснять, аргументировать  свой ответ; 

- умение приходить к обобщению  с опорой на иллюстрации к  тексту;

- умение работать в паре;

- умение коротко пересказывать  главные события небольшого текста  с опорой на систему пошаговых  вопросов.

Познавательные  УУД (информационные):

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами).

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе