Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного  типа обучения к реактивному типу обучения - по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, чего хочет взрослый человек [38].

Необходимо иметь в  виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддьякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи "открытого типа", имеющие множество верных решений.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А.В. Запорожца, первый, "цокольный" этаж общего здания человеческого мышления [38].

В дошкольном возрасте, по данным исследований Л.А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и Л. Журовой, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: "Дети начинают их слышать в категориальном ключе". Эталоны - это достижение человеческой культуры, "сетка", через которую человек смотрит на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредствованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике [8, 38].

Усвоение общественно  выработанных эталонов или мер меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного  возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, что и было показано в исследованиях Л.Ф. Обуховой, Х.М. Тепленькой, Г.В. Бурменской, выполненных под руководством П.Я. Гальперина [24].

При всей важности познавательного  развития ребенка, его гармоничное  становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

А.В. Запорожец и Я.З. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения.

Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Запорожец подчеркивал огромную роль в воспитании чувств авторитетного для ребенка взрослого. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, "служат образцом для аффективного подражания"[38].

Очень важен стиль руководства  взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным  участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения  дошкольника, когда ему отводится  роль механического исполнителя  отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает  его эмоциональный тонус, оставляет  равнодушным к результатам общего дела.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, Запорожец назвал детский  коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка  складывается эмоциональное отношение  к людям, зарождается эмпатия.

И особенно важно - там, где  процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно  выработанными способами ее анализа, мы имеем дело с личностью. Именно такое общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно там и тогда начинается личность, подчеркивает Д.Б. Эльконин [39].

Из всего выше сказанного можно сделать обобщение.

При формировании предпосылок  учебной деятельности наблюдается  взаимосвязь и взаимообусловленность  всех видов УУД, прямо вытекающих из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) [4] .

По мере становления личностных действий ребенка – смыслообразования и самоопределения, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие остальных видов УУД – коммуникативных, познавательных и регулятивных – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение ребенка. То есть все виды УУД взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Необходимо помнить, что  формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно обязательно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности.

Таким образом, мы считаем, что  при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо:

  1. опираться на ведущий вид деятельности дошкольников:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;
  2. включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;
  3. максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
  4. включать  дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) - формирование адекватной самооценки и т.д.

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Организация  исследования

 

 В апреле 2011 года  на  базе МДОУ с.п. «Село Боктор» Хабаровского края, Комсомольского района нами было проведено обследование будущих первоклассников в количестве пяти человек на выявление сформированности универсальных учебных действий. Возраст детей на момент его проведения составил  6,4 – 7,1 л. Все дети организованные, посещают детское общеобразовательное учреждение в течение пяти лет.

Нами были изучены:

  1. Личностные УУД:

а) действия самоопределения  и смыслообразования:

- Беседа  о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения. Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Метод оценивания – беседа;

- Проба на познавательную инициативу. Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задать вопрос.   Метод оценивания  - чтение незавершенной сказки;

- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Цель: выявление адекватности понимания причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Форма оценивания: индивидуальное обследование ребенка. Метод оценивания – беседа;

б)  нравственно-этического оценивания:

- Задание  на  норму справедливого распределения. Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.  Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы. Форма оценивания: индивидуальное обследование ребенка.  Метод оценивания: беседа;

- Задание  на усвоение нормы взаимопомощи. Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.  Метод оценивания: беседа;

- Задание   на учет мотивов героев в  решении  моральной дилеммы  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006.).  Цель: выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка. Метод оценивания: беседа;

  1. Регулятивные УУД:

- Выкладывание  узора из кубиков. Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу. Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Форма оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

- Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Цель: выявление умения находить различия в объектах. Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий. Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

      3) Познавательные универсальные учебные действия:

- Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска,  1952). Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества. Оцениваемые УУД: логические универсальные действия. Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком;

- Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова). Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план. Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком;

- Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976). Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие  контроля. Форма: индивидуальная работа с детьми.

       4) Коммуникативные универсальные  учебные действия: - «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997). Оцениваемые УУД: действия,    направленные на учет позиции собеседника (партнера). Метод оценивания: беседа;

- «Братья и сестры» (Пиаже, 1997). Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). Метод оценивания: беседа;

- Задание   «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

- «Узор  под диктовку» (Цукерман и др., 1992). Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи. Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата (см.Приложение 4) [4, 34].

При проведении обследования были соблюдены требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности УУД, а именно:

  1. адекватность методик целям и задачам исследования;
  2. теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
  3. адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемой группы детей;
  4. валидность и надежность применяемых методик;
  5. профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
  6. этические стандарты деятельности психолога.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе