Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач
Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………
Истоки преемственности связаны с необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна, в свою очередь, при полноценной учебной мотивации и развитой учебной самодеятельности (самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии). Процесс их формирования рассматривается как дидактически управляемый и специально организуемый, в лучшем случае, на этапе обучения ребенка в начальной школе. Дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка, формирование базовой культуры его личности. В связи с этими основаниями преемственности между детским садом и школой в формировании умений учиться, можно определить: развитие у дошкольников любознательности и способностей самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения как основы их интеллектуального и личностного развития; развитие коммуникативности[25].
Психологическая готовность к обучению в школе обеспечивается сегодня следующим образом. Наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном этапе.
Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой «подгонке» социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада.
Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная ситуация. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по выражению В.Т. Кудрявцева) — в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы[4]. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова, «подхватывает» и утилизирует наличный репертуар дошкольных форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности). В противовес этому подходу формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (В.В.Давыдов). Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто существенно недооценивается [4].
Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым[9]. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, но до сих пор это взаимодействие практически отсутствует.
Сегодня многие педагоги и
психологи образовательной
Мы считаем, что особое внимание необходимо уделять формированию предпосылок учебной деятельности, т.е. развитию универсальных учебных действий.
Как было сказано выше, «универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [4].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [4].
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [4].
В составе основных видов
универсальных учебных
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный (см. Приложение 1).
В России действует несколько образовательных программ, прямо нацеленных на комплексное обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, например «Золотой ключик», «Из детства — в отрочество», «Преемственность», «Сообщество». Определенные попытки решения этой проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др.
В целом, существующие программы
дошкольного образования
Педагогами ДОУ осознается необходимость построения непрерывного образования и воспитания, включая этап перехода от детского сада к школе, педагогическая целесообразность формирования готовности детей к обучению в образовательном учреждении, но недостаточная разработанность педагогических аспектов формирования полноценной готовности детей к школе мешает этому процессу [30]. В частности, отсутствие единства требований к сформированности у ребенка по Федеральным государственным требованиям (ФГТ) интегративных качеств (см.Приложение 2) и по Федеральным государственным общеобразовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО) универсальных учебных действий затрудняет создание единой модели («портрета») выпускника ДОУ с учетом требований ФГОС НОО к сформированности УУД [37].
В настоящее время на усиление преемственности дошкольного и начального образования направлены следующие практические меры [4]:
— определены разделы содержания подготовительной базы начального обучения;
— выделены критерии психологической
и других видов готовности ребенка
к обучению в школе, и в соответствии
с ними разрабатывается программа
развивающих занятий в
— определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1 класс;
— создана сеть специальных центров по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения;
— первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.
Механизмом решения проблемы преемственности может являться последовательное выполнение следующих этапов:
В работу по преемственности целесообразно также включить:
- переход на единый УМК ДОУ и школы, либо для реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием может использоваться программа «Предшкола нового поколения», которая позволяет продолжить обучение по любому УМК (Сост. Р.Г. Чуракова) (см. Приложение 3);
- формирование портфолио дошкольников, которое является оптимальной формой аутентичного оценивания личностных достижений ребенка. Оно позволяет отслеживать достижения детей по таким направлениям, как: отражение его индивидуальных образовательных достижений (через различные образовательные продукты); динамика образовательной и творческой активности, направленность его интересов; оценка и самооценка личностных достижений, рефлексия собственной деятельности; фиксация шагов в процессе личностного совершенствования.
Однако остается проблема
недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного
процесса методическими материалами,
дидактическими пособиями и несоответствия
существующих пособий новым целям
и требованиям обучения в системе
преемственного образования, а также
отсутствия во многих образовательных
учреждениях педагогов-
Итак, можно сделать следующие выводы:
- в качестве оснований
для осуществления
- непрерывность образования
по отношению к детству –
это процесс непрерывного
- обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы;
- успех ребенка определяется
не столько информированностью,
сколько тем, удалось ли
- оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования целесообразно на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий, а не только и не столько на основе знаний, умений, навыков;
- основанием преемственности
от дошкольного к начальному
общему образованию может
в уровне сформированности универсальных учебных действий
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов [4]. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного) [4].