Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач
Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………
Результаты обследования определяют выбор направления в работе по формированию и коррекции развития универсальных учебных действий [4] .
2.2. Результаты исследования
Обследование дошкольников мы начали с методики «Беседа о школе». В индивидуальной беседе каждому ребенку было задано восемь вопросов, ответы на которые представлены в табл.1, в которой: А – балл в счет сформированности «внутренней позиции школьника», Б – балл в счет несформированности «внутренней позиции школьника» и предпочтения дошкольного образа жизни.
Таблица 1
Бланк собеседования по методике «Беседа о школе»
№ |
Ф.И. |
возраст |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Уровень |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
Б |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
С |
4 |
Света П. |
7 |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Н/С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
С |
(Результаты по методикам (уровни) мы обозначили буквами: Н - низкий уровень, Н/С - ниже среднего, С - средний, В/С - выше среднего, В – высокий уровень).
Обследование детей на выявление уровня сформированности личностных УУД по методике «Беседа о школе» дало следущие результаты: 100% детей предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома, у них сформировано положительное отношение к школе, дети высказали желание пойти в школу в нынешнем году. 60% из них предпочитают социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа выявлено только у 20%.
Следовательно, двое детей
хотят пойти в школу при
сохранении дошкольного образа жизни.
У троих наблюдается
Далее была проведена проба на познавательную инициативу, направленную на выявление уровня развития познавательного интереса и инициативы. Результаты методики представлены в табл.2.
Таблица 2
Результаты по методике «Проба на познавательную инициативу»
№ |
Ф.И. |
возраст |
Уровень развития познавательных интереса и инициативы |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
Н |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
В |
4 |
Света П. |
7 |
Н |
5 |
Ира С. |
6,8 |
В |
В беседе с воспитателями
мы узнали, что они также проводили
подобную методику, но в отличие
от нас, в групповой форме. Результаты
оказались практически
Также нами проведена методика на выявление адекватности понимания детьми причин успеха/неуспеха в деятельности, оценивается личное действие самоопределения (табл.3).
Никто из детей
не стал отрицать, что у них
не бывает трудностей при
Таблица 3
Результаты по методике
выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
№ |
Ф.И. |
возраст |
Уровень |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
В |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
С |
4 |
Света П. |
7 |
Н |
5 |
Ира С. |
6,8 |
С |
Выявление сформированности универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания проводилась в количестве трех проб, первая из которых «Задание на норму справедливого распределения». Ответы на вопросы и результаты см. в табл.4
Таблица 4
Результаты по методике
«Задание на
норму справедливого
№ |
Ф.И. |
возраст |
Уровень освоения нормы справедливого распределения |
Уровень осознания нормы |
Уровень моральных суждений |
Общий результат |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
3а |
2 |
3 |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
4 |
2 |
3 |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
4 |
3 |
4 |
В |
4 |
Света П. |
7 |
2 |
2 |
3 |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
2 |
3 |
3 |
С |
У 40% детей наблюдается
ориентация на норму справедливого
распределения, но ее выполнение предполагает
приоритет собственных
Вторая проба направлена на выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. 60% детей ориентируются на связь эмоций, но еще не выделяют морального содержания рассказа, 40% - выделяют моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Принимают установки на просоциальное поведение, указывая на неправильное поведение героя 100%. На третий вопрос 20% ответили: «Не дадут играть в компьютер» (инструментальный обмен), 60% - «Надо помогать маме» (норма как обязательное правило), и 20% - «Так делать нельзя, мама обидится» (межличностная конформность). На четвертый вопрос все ответили однозначно, что выполнили бы просьбу мамы, что говорит о высоком уровне решения моральной дилеммы.
Результаты по данной методике см. в табл. 5
Таблица 5
Результаты по методике
«Задание на усвоение нормы взаимопомощи»
№ |
Ф.И. |
возраст |
Уровень выделения морального содержания поступка |
Уровень ориентации на процессуальное поведение |
Уровень развития морального суждения |
Уровень решения моральной дилеммы |
Общий результат |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
2 |
3 |
4 |
3 |
В/С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
C |
3 |
Лена П. |
7,1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
В/С |
4 |
Света П. |
7 |
2 |
3 |
2 |
3 |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
3 |
3 |
4 |
3 |
В/C |
Третья проба направлена на выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). В ответе на первый вопрос ориентация на объективные следствия поступка наблюдается у 60% дошкольников, ориентация на мотивы поступка – у 40%. Во втором ответе ориентация на объективные последствия поступка – 80%, ориентация на мотивы поступка -20% (см. табл.6).
Таблица 6
Результаты по методике
«Задание на
учет мотивов героев в решении
№ |
Ф.И. |
возраст |
№ вопроса |
Общий результат | |
1 |
2 | ||||
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
2 |
2 |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
2 |
2 |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
3 |
3 |
В |
4 |
Света П. |
7 |
2 |
2 |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
3 |
2 |
В/С |
Особенно детям понравились задания, направленные на выявление сформированности регулятивных УУД, по ним оказались и самые высокие результаты.
Первое из них «Выкладывание узора из кубиков». Дошкольникам предлагалось выложить по образцу фигуру из четырех, а затем из девяти кубиков, причем сторона каждого кубика была окрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали) цвета. При этом конструктивный элемент не совпадал с перцептивным.
Все дети справились с заданием. Однако для нас было важно именно то, как они его выполняли. Поэтому во время проведения методики, мы оценивали ориентировочную (наличие, характер, размер шага ориентировки, предвосхищение, характер сотрудничества), исполнительную (степень произвольности) и контрольную (степень произвольности контроля, наличие средств контроля и характер их использования, характер контроля) части действий.