Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Результаты обследования определяют выбор направления в  работе по формированию и коррекции  развития универсальных учебных  действий [4] .

 

2.2. Результаты исследования 

Обследование дошкольников мы начали с методики «Беседа о  школе». В индивидуальной беседе  каждому ребенку было задано восемь вопросов, ответы на которые представлены в табл.1, в которой: А – балл в счет сформированности «внутренней позиции школьника», Б – балл в счет несформированности «внутренней позиции школьника» и предпочтения дошкольного образа жизни.

Таблица 1

Бланк собеседования  по методике «Беседа о школе»

Ф.И.

возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень

1

Ваня Г.

6,7

А

А

А

А

А

Б

А

Б

С

2

Катя Д.

6,4

А

А

А

А

А

А

А

Б

С

3

Лена П.

7,1

А

А

А

А

А

Б

А

А

С

4

Света П.

7

А

А

Б

Б

Б

Б

А

А

Н/С

5

Ира С.

6,8

А

А

А

А

А

Б

А

А

С


 

(Результаты по  методикам (уровни) мы обозначили  буквами: Н - низкий уровень, Н/С - ниже среднего, С -  средний, В/С - выше среднего, В – высокий уровень).

Обследование детей на выявление уровня сформированности личностных УУД  по методике «Беседа о школе» дало следущие результаты: 100% детей предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома, у них сформировано положительное отношение к школе,  дети высказали желание пойти в школу в нынешнем году. 60% из них предпочитают социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа выявлено только у 20%.

Следовательно, двое детей  хотят пойти в школу  при  сохранении дошкольного образа жизни. У троих наблюдается возникновение  ориентации на содержательные моменты  школьной действительности и образец  «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного  образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

Далее была проведена проба на познавательную инициативу, направленную на выявление уровня развития познавательного интереса и инициативы. Результаты методики представлены в табл.2.

Таблица 2

Результаты по методике «Проба на познавательную инициативу»

Ф.И.

возраст

Уровень развития познавательных интереса и инициативы

1

Ваня Г.

6,7

Н

2

Катя Д.

6,4

С

3

Лена П.

7,1

В

4

Света П.

7

Н

5

Ира С.

6,8

В


 

В беседе с воспитателями  мы узнали, что они также проводили  подобную методику, но в отличие  от нас, в групповой форме. Результаты оказались практически аналогичными: Лена и Ира проявили выраженный интерес  к сказке, настаивали на том, чтобы  воспитатель дочитал сказку до конца. Остальные дети не проявили заинтересованности и предпочли продолжить игры.

Также нами проведена методика на выявление адекватности понимания  детьми причин успеха/неуспеха в деятельности, оценивается личное действие самоопределения (табл.3).

 Никто из детей   не стал отрицать, что у них  не бывает трудностей при выполнении  каких-либо заданий, из этого  можно сделать вывод о том,  что у дошкольников развита  рефлексия и критичная оценка. Адекватно оценивают свою деятельность 80% детей, из них ссылаются на  объективную трудность задачи 60%, а 20% считают, что «для того, чтобы всё получилось, надо научиться это делать». Лишь 1 ребенок (20%) из числа опрошенных, не смог ответить, по какой причине у него возникают трудности, что может свидетельствовать о несформированности регулятивного действия оценивания результата деятельности.

 

 

Таблица 3

Результаты по методике

выявления характера  атрибуции успеха/неуспеха

 

Ф.И.

возраст

Уровень

1

Ваня Г.

6,7

В

2

Катя Д.

6,4

С

3

Лена П.

7,1

С

4

Света П.

7

Н

5

Ира С.

6,8

С


 

Выявление сформированности универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания проводилась в количестве трех проб, первая из которых «Задание на  норму  справедливого распределения». Ответы на вопросы и результаты см. в табл.4

Таблица 4

Результаты по методике

«Задание на  норму справедливого распределения»

Ф.И.

возраст

Уровень освоения нормы справедливого  распределения

Уровень осознания нормы

Уровень моральных суждений

Общий результат

1

Ваня Г.

6,7

2

3

С

2

Катя Д.

6,4

4

2

3

С

3

Лена П.

7,1

4

3

4

В

4

Света П.

7

2

2

3

С

5

Ира С.

6,8

2

3

3

С




 

У 40% детей наблюдается  ориентация на норму справедливого  распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию – 20%;  осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации – 40%. Уровень осознания нормы частично развит у 60%, высоко развит – у 40%. По уровню моральных суждений на стадии конформности находятся 80% детей, 20% - на стадии «закона и порядка» (по Л.Колбергу).

Вторая проба направлена на выявление уровня усвоения нормы  взаимопомощи. 60% детей ориентируются  на связь эмоций, но еще не выделяют морального содержания рассказа, 40% - выделяют моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Принимают установки на просоциальное поведение, указывая на неправильное поведение героя 100%. На третий вопрос 20% ответили: «Не дадут играть в компьютер» (инструментальный обмен), 60% - «Надо помогать маме» (норма как обязательное правило), и 20% - «Так делать нельзя, мама обидится» (межличностная конформность). На четвертый вопрос все ответили однозначно, что выполнили бы просьбу мамы, что говорит о высоком уровне решения моральной дилеммы.

Результаты по данной методике см. в табл. 5

Таблица 5

Результаты по методике

«Задание на усвоение нормы взаимопомощи»

 

Ф.И.

возраст

Уровень выделения морального содержания поступка

Уровень ориентации на процессуальное поведение

Уровень развития морального суждения

Уровень решения моральной  дилеммы

Общий результат

1

Ваня Г.

6,7

2

3

4

3

В/С

2

Катя Д.

6,4

2

3

3

3

C

3

Лена П.

7,1

3

3

4

3

В/С

4

Света П.

7

2

3

2

3

С

5

Ира С.

6,8

3

3

4

3

В/C


Третья проба направлена на  выявление  ориентации на мотивы героев в решении  моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). В ответе на первый вопрос ориентация на объективные следствия поступка наблюдается у 60% дошкольников, ориентация на мотивы поступка – у 40%. Во втором ответе ориентация на объективные последствия поступка – 80%, ориентация на мотивы поступка -20% (см. табл.6).

Таблица 6

Результаты по методике

 «Задание  на  учет мотивов героев в решении   моральной дилеммы»

 

Ф.И.

возраст

№ вопроса

Общий результат

1

2

1

Ваня Г.

6,7

2

2

С

2

Катя Д.

6,4

2

2

С

3

Лена П.

7,1

3

3

В

4

Света П.

7

2

2

С

5

Ира С.

6,8

3

2

В/С


 

Особенно детям понравились  задания, направленные на выявление  сформированности регулятивных УУД, по ним оказались и самые высокие результаты. 

Первое из них «Выкладывание  узора из кубиков». Дошкольникам предлагалось выложить по образцу  фигуру из четырех, а затем из девяти кубиков, причем сторона каждого кубика была окрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали) цвета. При этом конструктивный элемент не совпадал с перцептивным.

Все дети справились с заданием. Однако для нас было важно именно то, как они его выполняли. Поэтому во время проведения  методики, мы оценивали ориентировочную (наличие, характер, размер шага ориентировки, предвосхищение, характер сотрудничества), исполнительную (степень произвольности) и контрольную (степень произвольности контроля, наличие средств контроля и характер их использования, характер контроля) части действий. 

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе