Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач
Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………
60% детей, прежде чем
начать действовать, тщательно
анализировали образец и на
протяжении всего выполнения
осуществляли соотнесение с
Таблица 7
Результаты по методике «Выкладывание узора из кубиков»
№ |
Ф.И. |
возраст |
Ориентировочная часть |
Исполни тельская часть |
Контрольная часть |
Итого | ||||||
Наличие ориентировки
|
Характер ориентировки
|
Размер шага |
Предвосхищение
|
Характер сотрудничества
|
Степень произвольности |
Степень произвольности контроля |
Наличие средств контроля и характер их использования |
Характер контроля | ||||
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
3 |
Лена П. |
7,1 |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
4 |
Света П. |
7 |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Также мы провели структурный анализ по критериям, представленным в табл.8 , из которой видно, что все дети приняли задачу, она вызвала у них интерес; у 60% дошкольников есть план, которым они пользуются на протяжении всего выполнения задания, у 40% есть план, но не всегда используется адекватно; дети умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно оценивают результат с называнием причин – 80%, 20% причины называются не всегда; адекватно реагируют на успех и неудачу.
Таблица 8
Структурный анализ по методике «Выкладывание узора из кубиков»
Критерии | |||||||
№ |
Ф.И. |
возраст |
Принятие задачи |
План выполнения |
Контроль и коррекция |
Оценка |
Отношение к успеху и неудаче |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
В |
В |
В |
В |
В |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
В |
С |
В |
В |
В |
3 |
Лена П. |
7,1 |
В |
В |
В |
В |
В |
4 |
Света П. |
7 |
В |
С |
В |
С |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
В |
В |
В |
В |
В |
Еще одно задание на выявление регулятивного действия контроля «Проба на внимание». Детям предъявлялись две сходные картинки, имеющие пять различий. Мы попросили найти и назвать различия между этими картинками.
Дети приняли задание, нашли все различия, справившись с заданием достаточно быстро. Результаты по данной методике представлены в табл.9
Таблица 9
Результаты по методике «Проба на внимание»
№ |
Ф.И. |
возраст |
Не принимает задание |
1-3 различий |
5 различий |
Уровень сформированности внимания |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
- |
- |
+ |
В |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
- |
- |
+ |
В |
3 |
Лена П. |
7,1 |
- |
- |
+ |
В |
4 |
Света П. |
7 |
- |
- |
+ |
В |
5 |
Ира С. |
6,8 |
- |
- |
+ |
В |
Далее были проведены методики, выявляющие сформированность познавательных УУД.
Первой была проведена проба на определение слов в предложении. Ребенку мы зачитывали предложение и просили назвать, сколько в нем слов, а также назвать эти слова (первое, второе…). Всего предлагалось два предложения, состоящие из шести слов, одно из которых - союз, а другое – предлог.
Четверо детей дали частично верный ответ, правильно назвав слова, но без предлогов и союзов. Один ребенок пропустил только предлоги. Следовательно, можно говорить о том, что у 80% дошкольников - неустойчивая ориентация на речевую действительность, у 20% - есть ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов.
Соответственно, по этим данным
можно определить уровни сформированности
знаково-символических
Таблица 11
Результаты по методике «Проба на определение слов в предложении»
№ |
Ф.И.ребенка |
возраст |
Кол-во слов в первом предложении |
Кол-во слов во втором предложении |
Уровень |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
4 |
4 |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
5 |
5 |
В |
3 |
Лена П. |
7,1 |
4 |
4 |
С |
4 |
Света П. |
7 |
4 |
4 |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
4 |
4 |
С |
С помощью методики «Построение
числового эквивалента или
На столе мы выстроили в один ряд 7 красных фишек на расстоянии двух сантиметров друг от друга. Каждого из детей просили положить такое же количество синих фишек, сколько красных. Все дети положили 7 синих фишек, причем каждая из них находилась под красной (на таком же расстоянии, как и красные). После того, как задание было выполнено, каждому ребенку были заданы вопросы:
Из первой части задания
можно сделать вывод, что 100% испытуемых
могут устанавливать взаимно-
Таблица 10
Результаты по
методике «Построение числового
эквивалента или взаимно-
№ |
Ф.И. |
возраст |
Уровень сформированности логических действий |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
В |
3 |
Лена П. |
7,1 |
С |
4 |
Света П. |
7 |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
В |
Далее мы определили уровень сформированности действия замещения. Для этого мы воспользовались методикой «Кодирование».
Задание выполнялось в течение двух минут. Испытуемые сразу поняли инструкцию, ошибок при выполнении задания не допускали, работали достаточно быстро. В результате, после истечения времени, количество условных знаков в изображениях насчитывалось от 25 до 36, что соответствует норме для детей младше 8 лет.
Следовательно, у дошкольников сформировано действие кодирования (замещения) на высоком уровне (см. табл.12).
Таблица 12
Результаты по методике «Кодирование»
№ |
Ф.И.ребенка |
возраст |
Количество ошибок |
Количество знаков |
Уровень сформированности действия замещения |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
- |
36 |
В |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
- |
29 |
В |
3 |
Лена П. |
7,1 |
- |
25 |
В |
4 |
Света П. |
7 |
- |
25 |
В |
5 |
Ира С. |
6,8 |
- |
34 |
В |
Для оценки сформированности коммуникативных действий мы использовали четыре методики, две из которых направлены на учет позиции собеседника (партнера): «Левая и правая стороны» и «Братья и сестры».
Первая и вторая пробы
по методике «Левая и правая стороны»
выявляют понимание возможности
различных позиций и точек
зрения, ориентацию на позицию других
людей, отличную от собственной; третья
и четвертая пробы – соотнесение
характеристик или признаков
предметов с особенностями
Таблица 13
Результаты обследования по методике «Левая и правая стороны»
№ |
Ф.И. |
возраст |
1 проба |
2 проба |
3 проба |
4 проба |
Уровень |
1 |
Ваня Г. |
6,7 |
+ |
- |
+ |
- |
С |
2 |
Катя Д. |
6,4 |
- |
- |
- |
- |
Н |
3 |
Лена П. |
7,1 |
+ |
- |
+ |
- |
С |
4 |
Света П. |
7 |
+ |
- |
+ |
- |
С |
5 |
Ира С. |
6,8 |
+ |
- |
+ |
- |
С |
Итого % |
80 |
0 |
80 |
0 |