Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

60% детей, прежде чем  начать  действовать, тщательно  анализировали  образец и на  протяжении всего выполнения  осуществляли соотнесение с ним,  ориентировка у них носила  организованный характер. У 40% соотнесение  с образцом было недостаточно  организованным, носило эпизодический  характер. У всех испытуемых ориентировка в отдельных частях была  развернутой, а в отдельных свернутой.  Размер шага ориентировки у 60% - пооперационный, у 40% - блоками. Предвосхищение промежуточного и конечного результата в отдельных операциях, возникающего к концу действия наблюдается у 60% детей, у 40% - на протяжении всего выполнения задания. При этом 100% детей проявили самостоятельность, планировали свои действия, не обращаясь за помощью (см.табл.7)

 

 

Таблица 7

Результаты по методике «Выкладывание узора из кубиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.

возраст

Ориентировочная часть

Исполни

тельская часть

Контрольная часть

Итого

Наличие ориентировки

 

Характер ориентировки

 

Размер шага

Предвосхищение

 

 

Характер сотрудничества

 

 

 

 Степень произвольности

Степень произвольности контроля

Наличие средств контроля и характер их использования

Характер контроля

1

Ваня Г.

6,7

В

С

С

С

В

В

В

В

С

В

2

Катя Д.

6,4

С

С

С

С

В

В

В

В

С

С

3

Лена П.

7,1

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Света П.

7

С

С

С

С

В

В

В

В

С

С

5

Ира С.

6,8

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В


 

Также мы провели структурный  анализ по критериям, представленным в  табл.8 , из которой видно, что все дети приняли задачу, она вызвала у них интерес;  у 60% дошкольников есть план, которым они пользуются на протяжении всего выполнения задания, у 40% есть план, но не всегда используется адекватно; дети умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно оценивают результат с называнием причин – 80%, 20% причины называются не всегда; адекватно реагируют на успех и неудачу.

Таблица 8

Структурный анализ по методике «Выкладывание узора  из кубиков»

 

     

Критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.

возраст

 

Принятие задачи

 

План выполнения

 

Контроль и коррекция

 

Оценка

 

Отношение к успеху и неудаче

1

Ваня Г.

6,7

В

В

В

В

В

2

Катя Д.

6,4

В

С

В

В

В

3

Лена П.

7,1

В

В

В

В

В

4

Света П.

7

В

С

В

С

С

5

Ира С.

6,8

В

В

В

В

В


 

Еще одно задание на выявление  регулятивного действия контроля «Проба на внимание». Детям предъявлялись  две сходные картинки, имеющие  пять различий. Мы попросили найти  и назвать различия между этими  картинками.

Дети приняли задание, нашли все различия, справившись  с заданием  достаточно быстро. Результаты по данной методике представлены в  табл.9

Таблица 9

Результаты по методике «Проба на внимание»

 

Ф.И.

возраст

Не принимает задание

1-3 различий

5 различий

Уровень сформированности внимания

1

Ваня Г.

6,7

-

-

+

В

2

Катя Д.

6,4

-

-

+

В

3

Лена П.

7,1

-

-

+

В

4

Света П.

7

-

-

+

В

5

Ира С.

6,8

-

-

+

В


Далее были проведены методики, выявляющие сформированность познавательных УУД.

Первой была  проведена проба на определение слов в предложении. Ребенку мы зачитывали предложение и просили назвать, сколько в нем слов, а также назвать эти слова (первое, второе…). Всего предлагалось два предложения, состоящие из шести слов, одно из которых - союз, а другое – предлог. 

Четверо детей дали частично верный ответ, правильно назвав слова, но без предлогов и союзов. Один ребенок пропустил только предлоги. Следовательно, можно говорить о  том,  что у 80% дошкольников -  неустойчивая ориентация на речевую действительность, у 20% - есть ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного  планов.

Соответственно, по этим данным можно определить уровни сформированности знаково-символических познавательных действий, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. (см. табл. 11 )

Таблица 11

Результаты по методике «Проба на определение слов в предложении»

 

Ф.И.ребенка

возраст

Кол-во слов в первом предложении

Кол-во слов во втором предложении

Уровень

1

Ваня Г.

6,7

4

4

С

2

Катя Д.

6,4

5

5

В

3

Лена П.

7,1

4

4

С

4

Света П.

7

4

4

С

5

Ира С.

6,8

4

4

С


 

С помощью методики «Построение  числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» мы оценили сформированность логических универсальных действий.

На столе мы выстроили  в один ряд 7 красных фишек на расстоянии двух сантиметров друг от друга. Каждого из детей просили положить такое же количество синих фишек, сколько красных. Все дети положили 7 синих фишек, причем каждая из них находилась под красной (на таком же расстоянии, как и красные). После того, как задание было выполнено, каждому ребенку были заданы вопросы:

  1. Что у тебя получилось? (40% - ряд синих фишек, 20% - синяя полоска, 40% - 7 синих фишек);
  2. Здесь столько же синих фишек, сколько красных? (100% - да);
  3. Как ты это узнал? (40% - считал, 60% - под каждую красную подставил синюю фишку);
  4. Ты мог бы объяснить еще кому-нибудь? (100% - да);
  5. Почему ты думаешь, что фишек поровну? (40% - потому что красных 7 и синих тоже 7 (счет); 60% - под каждой красной находится синяя фишка). 

Из первой части задания  можно сделать вывод, что 100% испытуемых могут устанавливать взаимно-однозначное  соответствие. Затем мы попросили детей сдвинуть красные фишки друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков, а затем задали вопрос: «А теперь поровну красных и синих фишек?». На что только один ребенок (20%) ответил утвердительно. Остальным были заданы вопросы, описанные в методике. В процессе один из них поменял свое мнение, трое – остались при первоначальном мнении. Следовательно, можно сделать вывод, что у 20% исследуемых есть сохранение дискретного множества, основанное на простой обратимости; у 20% - сохранение, основанное на  признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли»; у 60% нет сохранения дискретного множества. Результаты по методике представлены в табл.10.

Таблица 10

Результаты по методике  «Построение числового  эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

Ф.И.

возраст

Уровень сформированности логических действий

1

Ваня Г.

6,7

С

2

Катя Д.

6,4

В

3

Лена П.

7,1

С

4

Света П.

7

С

5

Ира С.

6,8

В


Далее мы определили уровень  сформированности действия замещения. Для этого мы воспользовались  методикой «Кодирование».

Задание выполнялось в  течение двух минут. Испытуемые сразу  поняли инструкцию, ошибок при  выполнении задания не допускали, работали достаточно быстро. В результате, после истечения  времени, количество условных знаков в  изображениях насчитывалось от 25 до 36, что соответствует норме для  детей младше 8 лет.

Следовательно, у дошкольников сформировано действие кодирования (замещения) на высоком уровне (см. табл.12).

Таблица 12

Результаты по методике «Кодирование»

Ф.И.ребенка

возраст

Количество ошибок

Количество знаков

Уровень сформированности действия замещения

1

Ваня Г.

6,7

-

36

В

2

Катя Д.

6,4

-

29

В

3

Лена П.

7,1

-

25

В

4

Света П.

7

-

25

В

5

Ира С.

6,8

-

34

В


 

Для оценки сформированности коммуникативных действий мы использовали четыре методики, две из которых направлены на учет позиции собеседника (партнера): «Левая и правая стороны» и «Братья и сестры».

Первая и вторая пробы  по методике «Левая и правая стороны» выявляют понимание возможности  различных позиций и точек  зрения, ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной; третья и четвертая пробы –  соотнесение  характеристик или признаков  предметов с особенностями точек  зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций. Результаты  представлены в табл.13.

Таблица 13

Результаты обследования по методике «Левая и правая стороны»

Ф.И.

возраст

1 проба

2 проба

3 проба

4 проба

Уровень

1

Ваня Г.

6,7

+

-

+

-

С

2

Катя Д.

6,4

-

-

-

-

Н

3

Лена П.

7,1

+

-

+

-

С

4

Света П.

7

+

-

+

-

С

5

Ира С.

6,8

+

-

+

-

С

              Итого %

80

0

80

0

 

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе