Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорокина Мария  Геннадьевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

 

 

Специальность 050706 - «Педагогика и психология»

 

Дипломная работа

по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2011г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение ………………………………………………………………………...

Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..

    1. Проблема  преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
    2. Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
    3. Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования

Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….

2.1. Организация исследования………………………………………………

2.2. результаты исследования …………………………………………………

2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список…………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Концепции готовности к школьному  обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач [7].

В последнее время в  сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы  «знаний, умений, навыков» -  к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как   развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование  умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков),  культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В. Клочко, Е.А.Ямбург) и др. [4].

Деятельностная парадигма образования глубоко разработана в отечественной психолого-педагогической науке, она постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В рамках деятельностного подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи.

Сегодня наиболее перспективным  путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. По сути,  происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,  к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе [4].

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно  оценивать готовность школьников к  обучению на новой ступени образования  не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько  на базе сформированности основных видов  универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также  связанных с ними навыков учебной  работы), обеспечивающих самостоятельное  усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого  процесса. Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования  — формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы [4] .

Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.

Можно выделить ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы  предшкольной подготовки, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:

- между объективно обусловленным  повышением требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и ростом числа детей, не готовых к школе;

- между ориентацией образования  на непрерывность и отсутствием  сопряженности систем дошкольного  и начального школьного образования  в требованиях, содержании, технологиях[9] .

Следовательно, для успешной подготовки старших дошкольников к  школе, необходима организованная работа  по формированию УУД. Исходя из этого, мы определили тему нашего исследования «Формирование универсальных учебных  действий старших дошкольников в  процессе подготовки к школе».

Цель работы: теоретическое и эмпирическое изучение процесса формирования  универсальных учебных действий старших дошкольников при подготовке к обучению в школе.

 Объектом нашего исследования является процесс подготовки дошкольников к обучению в школе, предметом – способы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников.

Гипотеза: процесс формирования УУД старших дошкольников будет более эффективным при использовании следующих способов:

  • опора на ведущий вид деятельности:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;
  • включение дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;
  • при максимальном использовании метода поощрения: осуществление поощрения детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
  • при включении дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернутое описание того, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика и т.д.

Задачи исследования:

  1. теоретически изучить проблемы  преемственности  формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; 
  2. выделить возрастные особенности старших дошкольников и способы формирования УУД на предшкольной ступени образования;
  3. оценить уровень сформированности УУД детей, поступающих в школу, используя комплекс психодиагностических методик, адекватных целям исследования;
  4. разработать рекомендации для воспитателей, родителей и учителя будущих первоклассников по формированию и развитию УУД.

Методы, которые были использованы при решении теоретических и практических задач: библиографический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования), наблюдение, беседа, опрос, метод обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.

Конкретные методики:

  1. изучение личностных УУД:

- действия самоопределения  и смыслообразования: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), проба на познавательную инициативу, методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

- УУД нравственно-этического  оценивания: задания на  норму справедливого распределения, на усвоение нормы взаимопомощи, а также на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006);

  1. регулятивных УУД: выкладывание узора из кубиков, проба на внимание;
  2. познавательных УУД: построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952), проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976);
  3. коммуникативных УУД: «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже, 1997), «Братья и сестры» (Ж.Пиаже, 1997),  «Рукавички» (Г.А.Цукерман), «Узор под диктовку» (Г.А.Цукерман, 1992).

Теоретической основой  выбора методического комплекса для  оценки развития УУД послужили: теория периодизации психического развития, теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, теория учебной  деятельности, учение Ж. Пиаже и др. [тип.задачи]

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подготовки детей к школе, вносят определенный вклад в изучение закономерностей общего развития детей дошкольного возраста, что способствует более эффективной подготовке ребенка к школе.

Практическая  значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию УУД, имеющей своей целью эффективную подготовку к школе.

База исследования: муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение с.п. «Село Боктор» Комсомольского района, Хабаровского края.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список из 40 источника и 5 приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ  К ШКОЛЕ

 

1.1. Проблема  преемственности   формирования универсальных учебных  действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

 

                                                                                     «Школьное обучение никогда не начинается

                                                                          с пустого места,  а всегда опирается

                                                                       на определённую стадию развития,

                                                   проделанную ребёнком».

Л.С.Выготский

Понятие преемственности  трактуется широко – как непрерывный  процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические  цели для каждого возрастного  периода, то есть – это связь между  различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик  при переходе к новому состоянию [5].

Проблема преемственности  между дошкольным и начальным  образованием давняя, но актуальная. Вопросам преемственности между детским садом и школой посвящены работы К.В. Бардина, Л.И. Божович, Г.В. Бурменского, Н.Ф. Виноградовой,  Л.Е. Журовой, А.Г. Лидерса, В. С. Мухиной и др. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России [4].

Проблема преемственности  возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов  и содержания обучения. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто  не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению  в учебную деятельность нового, более  сложного уровня.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение  готовности ребенка к обучению в  школе [4].

Исследования  готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться  как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую  готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности.  Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.  Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.  Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками [30].

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе