Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе…………..
Проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Возрастные особенности старших дошкольников и их отражение в уровне сформированности универсальных учебных действий
Способы формирования универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования
Глава II. Организация и результаты эмпирического исследования сформированности универсальных учебных действий старших дошкольников………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………
2.2. результаты исследования …………………………………………………
2.3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию универсальных учебных действий старших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………….
Приложения ………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 178.25 Кб (Скачать)

Инструкция:

1.   «Покажи мне свою  правую руку. Левую. Покажи мне  правую ногу. Левую».

2.   «Покажи мне мою  левую руку. Правую. Покажи мне  мою левую ногу. Правую.  [Эти  вопросы ставятся взрослым, сидящим  или стоящим лицом к лицу  с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи  левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой. 

3.   «[На столе перед  ребенком монета и карандаш: монета  с левой стороны от карандаша  по отношению к ребенку.] Карандаш  слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив  взрослого, у которого в правой  руке монета, а в левой руке  карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или  в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

 

«Братья и сестры»

(Пиаже, 1997)

 

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1.   «В семье моих  знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2.   «У девочки Наташи  есть две сестры — Оля и  Маша. Сколько сестер у Оли?  А у Маши?»

3.   «Сколько сестер  в этой семье?»

Критерии оценивания:

- понимание возможности  различных позиций и точек  зрения, ориентация на позицию  других людей, отличную от собственной,

- координация разных точек  зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

 

Задание  «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

 

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 

 

Коммуникативно-речевые  действия по передаче

информации  и отображению предметного  содержания и условий деятельности

(коммуникация  как предпосылка интериоризации)

 

«Узор под диктовку»

(Цукерман и др., 1992)

 

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами 

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

     
     




     
     




     
     




     
     




 

 

 

                                                            Рис. 3

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; 
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Совместный план работы  по преемственности

ДОУ и МОУ ООШ 

на 2011-2012 уч.год.

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

1.

Педсовет «Адаптация детей  к школе»

октябрь

Руководители 

ДОУ и ОУ

2.

Оформление стенда  и  странички на сайте детского сада

«Для вас родители, будущих  первоклассников»:

В течение года

Руководители 

ДОУ и ОУ

3.

Совместные выставки продуктивной деятельности воспитанников  детского сада и школы

1. «Школа, в которой я  хочу учиться» выставка рисунков

Сентябрь

Воспитатели, учителя нач.классов

2. «Волшебный Новой год»  выставка поделок, объемных открыток(детское экспериментирование, работа в нетрадиционной технике)

Декабрь

Воспитатели, учителя нач.классов

3. «Русские валенки» выставка (украшение валенок)

Февраль

Воспитатели, учителя нач.классов

4. «Все стало вокруг  голубым и зеленым» выставка (пластилиновая живопись, тестопластика)

Апрель

Воспитатели, учителя нач.классов

4.

Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу

Ознакомительная экскурсия  в школу «Рабочее место ученика»

Сентябрь

Ст.воспитатель, зам. директора ОУ

Ознакомительная экскурсия  в школу «Школьная библиотека»

Октябрь

Ст.воспитатель, библиотекарь ОУ

Ознакомительная экскурсия  по тематическим кабинетам

Март

Ст.воспитатель, зам. директора ОУ

5.

Мониторинг готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению

Сентябрь

Февраль

Воспитатели ДОУ

6.

Заседание творческой группы педагогов ДОУ и ОУ по результатам  мониторинга «Готовность будущего первоклассника к школе»

Октябрь

Март

Педагоги ОУ, воспитатели  ДОУ.

7.

Взаимопосещения занятий педагогов ДОУ и ОУ

2 раза в месяц

Воспитатели ДОУ, педагоги ОУ

8.

Круглые столы

 

«Всестороннее развитие ребенка  в игровой деятельности»

Октябрь

Учитель четвертого класса ОУ

«Педагогика сотрудничества педагог-ребенок-родитель»

Декабрь

Учитель первого класса,  воспитатели ДОУ, родители

«Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)

Февраль

Воспитатели ДОУ

Учителя начальных классов  ОУ

«Готовы ли взрослые стать  родителями первоклассника?»

Апрель

Воспитатели ДОУ

Учителя начальных классов  ОУ

9.

Семинар – практикум  «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»

Ноябрь

Педагоги ДОУ и ОУ

10.

Мастер-класс «Формирование  мотивационной готовности первоклассников  к школьному обучению»

Октябрь

Педагоги ДОУ и ОУ

11.

Акция «Начальная школа – детскому саду: новогоднее чудо»

Декабрь

Педагоги ДОУ и ОУ

       

12.

Расширенное заседание  родительского комитета «Период  адаптации первоклассника к школьному  обучению»

Январь

Родительский комитет, педагоги ОУ, завуч по УМР

13.

Заключение договора по преемственности дошкольного  и начального общего образования  между ДОУ и ОУ, утверждение  плана работы на новый учебный  год

Май

Администрация ДОУ и ОУ

14.

Ознакомительные встречи учителя 1-го класса с учащимися, зачисленными в 1-й класс

Июнь

Выпускники ДОУ, учитель 1-го класса

15.

День открытых дверей для родителей и будущих  первоклассников в ОУ

Март

Родители будущих первоклассников, учителя начальных классов, старший  воспитатель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе