Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа
Цель. Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи и разработать методические особенности по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть онтогенез развития связной речи детей дошкольного возраста и выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………..5
Характеристика связной речи и ее особенности …………………...5
Онтогенез развития связной речи в дошкольном возрасте………...9
Характеристика связной речи старших дошкольников
с общим недоразвитием речи ............................................................16
Курсовая
работа
Формирование
связной речи у
старших дошкольников
с общим недоразвитием
речи в процессе рассказывания
по серии сюжетных
картинок
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………..5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Большое внимание вопросу развития связной речи уделили Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Также данной проблемой занимались такие исследователи, как Ястребова В.А., Чиркина Г.В., Туманова Т.В..
Недостаточная
теоретическая разработанность
этой проблемы, отсутствие методических
рекомендаций, пособий создает трудности
в работе учителя-логопеда. Однако если
логопед будет соблюдать
Цель. Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи и разработать методические особенности по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Объект исследования: процесс формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке.
Методы и приемы исследования:
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика
связной речи и ее особенностей содержится
в ряде трудов современной лингвистической
и специальной методической литературы.
Применительно к различным
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма
протекания диалогической речи побуждает
к неполным, односложным ответам.
Неполное предложение, восклицание, междометие,
яркая интонационная
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Сопоставляя
монологическую и диалогическую
формы речи, А.А.Леонтьев, особо выделяет
такие качества монологической речи,
как относительная
Наряду
с существующими различиями отмечается
определенная общность и взаимосвязь
диалогической и монологической
форм речи. Прежде всего, их объединяет
общая система языка. Монологическая
речь, возникающая у ребенка на
основе диалогической, впоследствии органически
включается в разговор, беседу. Такие
высказывания могут состоять из нескольких
предложений и содержать разную
информацию (короткое сообщение, дополнение,
элементарное рассуждение). [1] Устная монологическая
речь в известных пределах может
допускать неполноту
Вне зависимости от формы речи (диалог, монолог) основное условие ее коммуникативности - связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специально развитие у детей навыков сопоставления связных высказываний.
К
существенным характеристикам любого
вида развернутых высказываний (описания,
повествования и др.) относятся
связность, последовательность и логико-смысловая
организация сообщения в
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда отражается на связанности текста.
Соблюдение
связности и последовательности
сообщения во многом определяется его
логико-смысловой организацией. Логико-смысловая
организация высказывания на уровне
текста представляет сложное единство;
она включает предметно-смысловую
и логическую организацию. Отражение
предметов реальной действительности,
их связей и отношений выявляется
в предметно-смысловой
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С.Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий "смысл" и "значение", учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется "от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов, и, наконец, в словах". Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов, таких, как А. А. Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, Л. С, Цветкова, И. А. Зимняя и др.
А.
А. Леонтьевым было выдвинуто положение
о внутреннем программировании высказывания,
рассматриваемом как процесс
построения схемы, на основе которой
порождается речевое
В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, "семантическая запись"), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая "смысловая" программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка. [12]
В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики (А.М.Шахнарович, В. Н. Овчинников, Д. Слобин, Н. А. Краевская) освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения ими грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний, операциями планирования и программирования речи. По данным А. А. Люблинской и др., переход от внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5 летнему возрасту. Было установлено, что речь детей 4-5 лет принципиально не отличаются по наличию в ней этапа внутреннего программирования от речи взрослых. Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. [6]
В преддошкольном периоде речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. [16] Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослым приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что происходило с малышом вне непосредственного контакта со взрослым. В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. [25] В дошкольном возрасте возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется прежде всего усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как со стороны ее содержания, так и в плане повышения языковых возможностей ребенка, степени его участия в процессе живого речевого общения.