Культура речи и ее влияние на этику общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:04, реферат

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса.
Охарактеризовать понятие "культура речи".
Проанализировать особенности речевой культуры человека.
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.

Оглавление

Введение.
1. История возникновения современной системы образования……………………………………………………… ………....стр. 4
2. Обзор образовательной системы Германии…………….……………....стр. 5
3. Система школьного образования Германии………………………..…..стр. 7
4. Системы профессионального образования в Германии……….………стр.10
5. Высшее образование в Германии…………………………………….…стр. 12
6. Организация учебного процесса в Германии…………………………..стр. 15
7. Работа в Германии во время учебы в вузе…………………….………..стр. 17
8. Жилье в Германии………………………………………………………..стр. 17
9. Стипендии………………………………………………………………..стр. 18
10. Завершение обучения в Германии, экзамены, дипломы, степени…..стр. 19
11. Подготовка учителей…………………………….……………………..стр. 20
12. Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Культура речи и ее влияние на этику общения.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

Культура  речи и ее влияние  на этику общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение.

1. История возникновения современной системы образования……………………………………………………… ………....стр. 4

2. Обзор образовательной системы Германии…………….……………....стр. 5

3. Система школьного  образования Германии………………………..…..стр. 7

4. Системы профессионального  образования в Германии……….………стр.10

5. Высшее образование  в Германии…………………………………….…стр. 12

6. Организация  учебного процесса в Германии…………………………..стр. 15

7. Работа в  Германии во время учебы в  вузе…………………….………..стр. 17

8. Жилье в  Германии………………………………………………………..стр. 17

9. Стипендии………………………………………………………………..стр. 18

10. Завершение  обучения в Германии, экзамены, дипломы,  степени…..стр. 19

11. Подготовка учителей…………………………….……………………..стр. 20

12. Список литературы……………………………………………………..стр. 21

     

Введение.

В наше время  общение является одним из основных факторов взаимопонимания между  людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья  деятельность, так или иначе, связана  с общением. По тому, как человек  говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.

Культура  речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Кроме того, в  современном мире сложились условия, когда востребованность специалиста  на рынке труда, его конкурентоспособность  в значительной степени зависят  от наличия грамотной речи (и устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело  осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы - рассмотреть особенности речевой  культуры и ее влияние на этику  общения.

Задачи:

  • Рассмотреть историю вопроса.
  • Охарактеризовать понятие "культура речи".
  • Проанализировать особенности речевой культуры человека.
  • выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.

В настоящей работе использованы следующие литературные источники:

  • Культура русской речи и эффективность общения Под. ред.Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. Монография посвящена основам теории и актуальным проблемам культуры речи. Особое внимание уделено взаимодействию функциональных разновидностей языка.
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Характеризуются стилистическая система современного русского языка, наиболее сложные аспекты орфографии и пунктуации, основы риторики.
  • Волгина Н.С. Современный русский язык. Дана целостная концепция активных процессов в русском языке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сферах жизни общества. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества.
  • Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации.

1. История вопроса.

Культура речи как особая область языкознания  складывалась постепенно. Нормы русского языка древнейшей поры формировались  в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Древние рукописные и последующие  печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже  свод законов "Русская правда", сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил  живую речь.

Первые попытки  сознательного формирования норм письменной речи относятся к ХVIII веку, когда  российское общество осознало, что  отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество  неудобств.

Работа В.К. Тредиаковского "Разговор между чужестранным человеком  и российским об орфографии старинной  и новой" (1748) - первая попытка обосновать правила русской орфографии.

Теоретическая нормализация русского языка связана  с составлением первых грамматик, риторик  и словарей, с описанием в учебных  целях системы литературного, образцового, языка, его норм и стилей.

М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики русского языка "Российская грамматика", (1755) и "Риторики" (краткая - 1743 и "пространная" - 1748) - заложил основы нормативной  грамматики и стилистики русского языка.

Теоретические основы риторики развивались в руководствах Н.Г. Курганова "Письмовник" (1769), Амвросия "Краткое руководство к оратории Российской" (1778), Г.А. Глинки "Риторика в пользу молодых девиц, которая  равным образом может служить  и для мужчин, любящих словесные науки" (1797), И.С. Рижского "Опыт риторики" (1796), М.М. Сперанского (написана в 1792 и опубликована в 1844 гг. под названием "Правила высшего красноречия") и др.

В XIX веке вышли  в свет труды по риторике Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого  и др.

Одна из основных задач культуры речи - это охрана литературного языка, его норм. Следует  подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку  литературный язык - это именно то, что  в языковом плане объединяет нацию.

Одна из главнейших функций литературного языка - быть языком всей нации, встать над отдельными локальными или социальными ограниченными  языковыми образованиями. Литературный язык - это то, посредством чего создается, естественно, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного  языка трудно представить себе полноценную  нацию.

Известный современный  лингвист М.В. Панов среди основных признаков литературного языка  называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа, сознательно  кодифицированный язык, т.е. такие нормы, которым должны следовать все  носители литературного языка.

Любая грамматика современного русского литературного  языка, любой его словарь есть не что иное, как его модифицирование. Однако культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор  для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Это свидетельствует  о том, что современный русский  литературный язык, хотя и может  рассматриваться как язык от Пушкина  до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Стихийность же в таком деле - далеко не благо, поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм - одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи.

Это хорошо понимали русские языковеды дореволюционного периода, свидетельством чему является анализ норм русского языка в книге  В.И. Чернышева "Чистота и правильность русской речи. Опыт русской стилистической грамматики" (1911), которая, по словам В.В. Виноградова, представляет собой  замечательное явление в русской  филологической литературе и сохраняет  своё значение до сих пор. Им был  предложен научно обоснованный взгляд на литературный язык как на сложное  взаимодействие целых разрядов синонимичных, но в то же время, стилистически разнородных  грамматических форм и синтаксических оборотов речи.

Основными источниками  лучшей речи в указанном труде  признаются: общепринятое современное  употребление; произведения образцовых русских писателей; лучшие грамматики и грамматические исследования. Книга  была удостоена премии Академии наук.

После 1917 года сохранение норм литературного языка стало  особенно актуальным, поскольку в  общественную деятельность были вовлечены  люди, им не владевшие. В литературный язык хлынул поток просторечной, диалектной и жаргонной лексики. Естественно, возникла угроза расшатывания литературной нормы.

Это прекрасно  понимали филологи, проводившие большую  работу по пропаганде культуры речи, такие, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, А.М. Селищев, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Е.С. Истрина, Р.И. Аванесов, СИ. Ожегов и др. Толковый словарь русского языка, вышедший в 1939 году под редакцией Д.Н. Ушакова, способствовал закреплению норм.

Однако понятие "культура речи" и близкое к  ней понятие "культура языка" возникают  лишь в 1920-е годы в связи с появлением новой советской интеллигенции  и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы "массы" "овладевали рабоче-крестьянской (пролетарской) культурой", важной частью которой была борьба за "чистоту русского языка" (обычно с опорой на соответствующие высказывания Ленина).

Новым этапом в  развитии культуры речи как научной  дисциплины стали послевоенные годы. Крупнейшей фигурой этого периода  был С.И. Ожегов, получивший широчайшую известность как автор самого популярного однотомного "Словаря  русского языка", ставшего настольной книгой не одного поколения людей. В 1948 выходит книга Е.С. Истриной "Нормы  русского литературного языка и  культура речи".

В 50-60-е годы уточнялись научные принципы культуры речи: объективная  и нормативная точка зрения на язык, различение кодификации (как нормализаторской деятельности) и нормы (объективно-исторического  явления). Издаётся "Грамматика русского языка" АН СССР (1953-54 гг.), выходят  выпуски "Словаря русского литературного  языка" в 17 томах, получившего Ленинскую  премию, периодически печатаются сборники "Вопросы культуры речи"

В 1952 году создаётся  сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет  С.И. Ожегов, под редакцией которого с 1955 по 1968 г. выходят сборники "Вопросы  культуры речи".

Этому понятию  посвящены теоретические работы В.В. Виноградова 1960-х годов, Д.Э. Розенталя  и Л.И. Скворцова 1960-1970-х годов; в  это же время появляются попытки  отграничить его от термина "культура языка" (под которой предлагают понимать, прежде всего, свойства образцовых литературных текстов).

Самостоятельной дисциплиной культура речи становится с 70-х годов ХХ века: у неё свои предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.

Развиваются следующие  теоретические направления:

  • вариативность норм;
  • функциональность в оценках нормативного характера;
  • соотношение вне - и внутрилингвистических факторов;
  • место и роль литературных нормированных элементов в современном русском языке;
  • изменения норм.

Культурно-речевая  деятельность превращается из "запретительства" в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки языкового  чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.

Коммуникативный компонент культуры речи получил  некоторое развитие (работы Б.Н. Головина, А.Н. Васильевой и др.) только в 60-х  гг.20 в. в связи с потребностями  преподавания культура речи в высшей школе.

Не ослабевает нормализаторская деятельность лингвистов и в 90-х гг.20 в.: выходят работы Д.Э. Розенталя, Т.Г. Винокур, Л.К. Граудиной, Л.И. Скворцова, К.С. Горбачевича, Н.А. Еськовой, В.Л. Воронцовой, В.А. Ицковича, Л.П. Крысина, Б.С. Шварцкопфа, Н.И. Формановской и  др.

Коммуникативному  компоненту культуры речи также уделяется  всё большее внимание. 

Современный подход к проблемам культуры речи устанавливает  внутренние связи между повышением речевой культуры общества с развитием  национальной культуры; научно анализирует  процессы, происходящие в современной  речевой практике; способствует совершенствованию  современного русского литературного  языка с учётом многообразных  общественных функций.

2. Культура речи  и ее влияние  на этику общения.

Информация о работе Культура речи и ее влияние на этику общения