Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи и разработать методические особенности по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть онтогенез развития связной речи детей дошкольного возраста и выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………..5
Характеристика связной речи и ее особенности …………………...5
Онтогенез развития связной речи в дошкольном возрасте………...9
Характеристика связной речи старших дошкольников
с общим недоразвитием речи ............................................................16

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.30 Кб (Скачать)

    Пересказ  художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует  на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание  запомнить и пересказать услышанное.

    Дети  приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть  живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка  учат детей четко и последовательно  строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают  их речевые умения.[20]

    По  содержанию рассказы условно можно  разделить на два вида: фактические  и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

    Содержание  фактического рассказа должно точно  соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события, например новогоднего праздника  в детском саду, дня рождения и  т.д. Этот вид детских рассказов  очень ценен, так как помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

    При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также  используют свой предыдущий опыт, но отдельные  сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие. [5]

    Известно, что дети семи лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать  свои несложные сказки, где действующие  лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок и т.д.).

    Дети  седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Но содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично.

    Развитие  самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает  развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание  плана предстоящей деятельности и др.

    Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной  функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами  устной речи, присущими взрослым.[10]

 

    1.3. Характеристика связной  речи дошкольников  с общим недоразвитием  речи

    Основной  контингент дошкольников в группах  с общим недоразвитием речи имеют  II и III уровни речевого развития. Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи.

    Одной из центральных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее  недоразвитие речи, является формирование связной речи. Наиболее отчетливо  недоразвитие речи проявляется в  несформированности связной речи ребенка, в неумении связно, последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни. В связи с этим дети оказываются неподготовленными к обучению в школе. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи. [24]

    Значительные  трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим  недоразвитием речи обусловлены  недоразвитием центральных компонентов  языковой системы — лексико-грамматического  и фонетико-фонематического. Наличие  у них вторичных отклонений в  развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти) создает дополнительные затруднения в овладении связной  речью. [22, 24]

    У детей с общим недоразвитием  речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для  высказываний (пересказ, различные  виды рассказов) характерны: нарушение  связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. При пересказе дети ошибаются  при передаче логической последовательности событий, пропускают логические звенья, теряют «действующих лиц». Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. [21] Дети с общим недоразвитием речи с большим трудом составляют рассказы по сюжетным картинам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Между отдельными фразами у детей с общим недоразвитием речи присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа. Дети не могут уловить сюжет картины, выделить основных участников сюжета, перечисляют второстепенные, незначимые детали картины. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

    У детей низкий уровень употребляемой  фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с общим  недоразвитием речи приобретает  первостепенное значение в общем  комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических  и грамматических средств языка. [23]

    О необходимости проведения систематической  работы в этом направлении свидетельствуют  данные изучения связной речи учащихся младших классов специальной  школы. К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно  отстает от нормы. Самостоятельная  связная контекстная речь остается несовершенной: отмечаются затруднения  в программировании высказываний, в  отборе материала, нарушения связности  и последовательности изложения. [18] Это создает дополнительные трудности  в процессе обучения.

    Коррекционная работа по развитию навыков связной  речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

    Формирование  связной речи ребенка с общим  недоразвитием речи в логопедической группе осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, так и  на специальных коррекционных занятиях. 

 

Информация о работе Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок