Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:03, курсовая работа
Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:
1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.
2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.
3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...5
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...10
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни………………………………………………………………..16
2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16
2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21
2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25
2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27
Заключение……………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………….
-метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого;
-метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя ученика к согласию.
Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:
• педагог, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;
• учитывает индивидуальные особенности школьника, подбирает доступные его образовательному и культурному уровню аргументы;
•
владеет культурой ведения
3-й
этап - внушение убеждений, один
из важнейших аспектов
4-й этап - принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность школьника к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (лабораторные, практические занятия, самоанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую активность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.
5-й
этап - включение принятого
Заключение
Целью настоящей курсовой работы является решение проблемы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения данной цели необходимо ввести комплекс воспитательных мероприятий в современной школе:
Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами.
Основными целями этой системы является: создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставление каждому ребенку возможности получить образование без потери здоровья и формирование валеологической культуры у всех участников образовательного процесса.
Пути реализации:
- включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;
- ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии;
- формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
- освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
-
формирование гуманистической
-
возрождение семьи как основы
сохранения достоинства и
- усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;
- содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;
- формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
-
развитие умения эффективно
-
повышение мотивации детей к
занятиям оздоровительными
- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;
-
воспитательная работа по
-
организация здоровой
Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни, поэтому необходима физическая нагрузка.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности, мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить.
Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.
Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач.
Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.
Взаимодействие семьи и школы рассмотрено на примере семейного физкультурно-оздоровительного клуба. Это одна из форм приобщения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Такой клуб под названием «Росток» организован в г. Смоленске на базе средней школы № 34. Клуб имеет свой устав и осуществляет образовательный процесс по комплексной программе.
В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственных и недостатком физических школьных нагрузок. Нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом, наркоманией и игроманией.
Чтобы остановить процесс разрушения нации необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Воспитание
ценностного отношения к
Список
используемой литературы
1)Дубровский
В.И. Валеология здорового
2)Трещева
О.Л. Програмно-методические основы
обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной
школы. // Теория и практика физической
культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
3) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.
Здоровье
и окружающая среда.
Учебное пособие для учащихся IX класса
— М., НПЦ «Экология и образование»,
1992. — 160 c.
4) Брехман
И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье.
- Л.: Наука, 1987, с. 125.
5) Акбашев Т.
Всеобщая валеограмотность: шаг первый
//Народное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология
педагогического труда).
6) Лукина
Т.В., Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный
клуб в школе//Начальная школа до и после.-
№2.-96 с.
7) Косарева Н.В.
Опыт работы молодежного волонтерского
клуба «Альтернатива» по профилактике
поведения высокой степени риска среди
подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П.Л. Дрибинский,
А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике,
лечении и реабилитации. — М., 2004. -с. 55-58.
8) Дрибинский
П.Л. Воспитание ценностного отношения
к здоровью// Воспитание школьников- 2008.-
№8.-с.30-33
9) Дрибинский
П.Л. Преемственность как условие воспитания
ценностного отношения к здоровью у детей
младшего и среднего школьного возраста
// Аксиологические проблемы педагогики:
Сб. науч. тр. / Смоленский государственный
университет. — Смоленск: Изд-во Смол-ГУ,
2007. - Вып. 3. - с. 137-145.
10) КоротенкоМ.Основы
здорового образа жизни: [Опыт внеуроч.
работы по курсу " Основы безопасности
жизнедеятельности " в VI-X кл. сред. шк.
с. Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко
// Основы безопасности жизни. -1998. - № 10.
- с. 46-47
11) Васильева
Т.П.Здоровый образ жизни и стратегия его
формирования у младших школьников/ Т.П.
Васильева // Социокультурные аспекты
экологического воспитания школьников.
-М., 2000. -Вып.2. - С. 25-35
12) Васильева,
Татьяна Петровна. Воспитание здорового
образа жизни у младших школьников: Автореф.
дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Васильева;
Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и М-во
труда и соц. развития. РФ. - М, 2000.-20-21с.
13) Кулаковский
О.А.Активные методы воспитания у школьников
здорового образа жизни: [опыт Вязьевской
сред. шк. Могилев, обл. Беларуси] / О.А. Кулаковский
// ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - М.,
2005. - № 5. - с. 37-41.
Информация о работе Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни