Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:03, курсовая работа
Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:
1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.
2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.
3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5
1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...5
1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7
1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...10
2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни………………………………………………………………..16
2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16
2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа
жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21
2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25
2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27
Заключение……………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………….
2.
Предоставить каждому ребенку
возможность получить
3.
Сформировать у всех
Ведущим
элементом валеологической
Задачи направления:
1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).
2.
Воспитание навыков
3.
Половое воспитание и
4. Физическое воспитание с основами гигиены.
5.
Воспитание экологической
6. Воспитание основ безопасной жизнедеятельности.
Пути реализации:
- включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;
- ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии;
- формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
- освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
-
формирование гуманистической
-
возрождение семьи как основы
сохранения достоинства и
- усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;
- содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;
- формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
-
развитие умения эффективно
-
повышение мотивации детей к
занятиям оздоровительными
- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;
- воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков;
-
организация здоровой
В реформируемой школе предстоит создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать валеолопгческое воспитательное пространство.
Основные направления воспитательной работы валеологической службы школы в решении этих проблем следующие:
- повышение валеологической грамотности учителей;
- оказание помощи администрации школы и учителям в работе по формированию здорового образа жизни учащихся и самих педагогов, создание банка данных по вопросам здоровья;
- осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом по школе, а также в отдельных классах (анализ расписания занятий, выявление перегрузки детей учебным процессом и т.д.);
-
валеологическая экспертиза
- валеологический анализ уроков и внеурочной деятельности учащихся.
Возможными формами конкретной работы валеологической службы в школе могут быть:
1.
Создание лабораторий
2.
Анкетирование и анализ
3.
Тестирование с целью
4. Выявление мотивации учащихся в выборе форм поведения, образа жизни.
5.
Психодиагностика с участием
психолога и других
6. Разработка рекомендаций к структурированию учебного процесса.
7.
Валеологическое обоснование и
экспертиза опытно-
8.
Разработка и внедрение
9.
Работа по включению
10.
Разработка рекомендаций и
Через
воспитательную деятельность в современной
школе должно осуществляться оздоровление
всего общества. Поэтому актуальна разработка
проблем методологических, управленческих,
экономических, психологических и др.
в системе валеологического воспитания
в современной школе, а также методических
подходов к валеологическому воспитанию
в школе.
2.2.
Роль физических
упражнений в формировании
здорового образа
жизни и укреплении
здоровья школьников
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.
Культура движений способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх и др.) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
Таким
образом, с биологической точки
зрения эмоции существуют как усиливающий
механизм, позволяющий осуществлять
и выдерживать значительно
Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний7[3].
Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.
В последнее время всю большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.
Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.
Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.
Информация о работе Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни