Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:

1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.

2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.

3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5

1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...5

1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7

1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...10

2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому

образу жизни………………………………………………………………..16

2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16

2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа

жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21

2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25

2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27

Заключение……………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

      2. Предоставить каждому ребенку  возможность получить образование без потери здоровья.

      3. Сформировать у всех участников  образовательного процесса валеологическую  культуру.

      Ведущим элементом валеологической учебно-воспитательной системы современной школы является ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ). В ее задачи входит координация, организация, осуществление и контроль над всей валеологической работой в школе. В состав валеологической службы должны входить специалисты, обеспечивающие различные направления валеологической работы: например зам.директора по учебно-воспитательной работе может курировать проблемы валеологической педагогики, учитель биологических дисциплин - биологическое и физиологическое развитие человека, школьный психолог - проблемы психологического, духовного развития ребенка, учитель физвоспитания - физическое здоровье, учитель трудового обучения – общественно-полезный труд, организатор воспитательной работы - проблемы воспитания, социальный педагог - взаимодействие с семьей и т.д. В состав рабочей группы валеологической службы могут входить: директор школы, районный методист, врач школы, психолог, дефектолог, логопед, преподаватели-предметники, зав. столовой, представители административных органов, общественных организаций, родители и др.

      Задачи  направления:

      1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).

      2. Воспитание навыков межличностного  общения.

      3. Половое воспитание и формирование  ценностей семьи.

      4. Физическое воспитание с основами гигиены.

      5. Воспитание экологической культуры.

      6. Воспитание основ безопасной  жизнедеятельности. 

      Пути  реализации:

      - включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;

      - ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии;

      - формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;

      - освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;

      - формирование гуманистической направленности  личности ребенка;

      - возрождение семьи как основы  сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни;

      - усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;

      - содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;

      - формирование представлений о  здоровье как об одной из  главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

      - развитие умения эффективно использовать  валеологические знания при создании  индивидуальной программы здорового  образа жизни и личной модели здоровья;

      - повышение мотивации детей к  занятиям оздоровительными формами  физической культуры;

      - усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;

      - воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков;

      - организация здоровой досуговой  деятельности по месту жительства.

      В реформируемой школе предстоит  создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать валеолопгческое воспитательное пространство.

      Основные  направления воспитательной работы валеологической службы школы в решении этих проблем следующие:

      - повышение валеологической грамотности учителей;

      - оказание помощи администрации  школы и учителям в работе  по формированию здорового образа жизни учащихся и самих педагогов, создание банка данных по вопросам здоровья;

      - осуществление валеологической  экспертизы учебного процесса в целом по школе, а также в отдельных классах (анализ расписания занятий, выявление перегрузки детей учебным процессом и т.д.);

      - валеологическая экспертиза учебных  программ, особенно авторских, на соответствие их Госстандартам образования;

      - валеологический анализ уроков и внеурочной деятельности учащихся.

      Возможными  формами конкретной работы валеологической  службы в школе могут быть:

      1. Создание лабораторий валеологических  исследований, которые позволят выявлять социально-педагогические факторы, вызывающие ухудшение здоровья детей и педагогов.

      2. Анкетирование и анализ самооценки  знаний учителей по вопросам валеологии.

      3. Тестирование с целью выявления  оценки деятельности преподавателей со стороны коллег и учащихся.

      4. Выявление мотивации учащихся в выборе форм поведения, образа жизни.

      5. Психодиагностика с участием  психолога и других специалистов.

      6. Разработка рекомендаций к структурированию учебного процесса.

      7. Валеологическое обоснование и  экспертиза опытно-экспериментальной работы в школе.

      8. Разработка и внедрение валеологических  технологий применительно к отдельным урокам, курсам и всему учебно-воспитательному процессу.

      9. Работа по включению участников  педагогического процесса в систему естественного оздоровления с использованием природных факторов (организация кабинета психофизиологической разгрузки, формирование групп здоровья и др.).

      10. Разработка рекомендаций и программ  для классных руководителей и воспитателей по разным направлениям работы (например, предупреждение переутомления и психосоматической дезадаптации в разных возрастных группах; формы внеклассной работы, совмещенную с уроками валеологии по пропаганде здорового образа жизни, валеологическая работа с родителями и др.).

      Через воспитательную деятельность в современной школе должно осуществляться оздоровление всего общества. Поэтому актуальна разработка проблем методологических, управленческих, экономических, психологических и др. в системе валеологического воспитания в современной школе, а также методических подходов к валеологическому воспитанию в школе. 

2.2. Роль физических  упражнений в формировании  здорового образа  жизни и укреплении  здоровья школьников 

      В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности.

      Мышечная  активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.

      Культура  движений способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.

      Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.

      Человек, как и животное, в состоянии  эмоционального аффекта (гнев, страх и др.) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.

      Таким образом, с биологической точки  зрения эмоции существуют как усиливающий  механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие  напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным, хоккейным или шахматным матчем.

      Современная жизнь школьника — занятия  в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в  полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний7[3].

      Движения  должны доставлять удовольствие. Выбирая  время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.

      В последнее время всю большую  популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.

      Тело  человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.

      Необходимо  учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

      Достижение  и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования  всего многообразия различных видов  упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

      Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.

Информация о работе Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни