Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:

1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.

2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.

3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5

1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...5

1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7

1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...10

2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому

образу жизни………………………………………………………………..16

2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16

2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа

жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21

2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25

2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27

Заключение……………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Московский  Государственный областной университет 

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5

    1.1. Понятие  здорового образа жизни……………………………………...5

    1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7

    1.3. Факторы  риска для здоровья…………………………………………...10

    2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому

    образу  жизни………………………………………………………………..16

    2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16

    2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа

    жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21

    2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25

    2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27

Заключение……………………………………………………………………33

Список  используемой литературы……………………………………….37

 

Введение 

      В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

      Особенно  тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.

      Во  многих школах не организована работа по формированию здорового образа жизни  детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей.

      Вследствие  всех этих причин, за период обучения в  несколько раз увеличивается  количество детей с нарушениями  слуха и зрения, с изменениями  опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, и к выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%. Поэтому данная тема очень актуальна в настоящее время.

      В современном понимании здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

      Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:

      1.Показать  как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.

      2.Определить  значение валеологии как науки  в формировании здорового образа  жизни.

      3.Обозначить  роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

      4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.

      Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. 
 
 
 

 

Глава 1. Здоровый образ жизни

1.1. Понятие здорового образа жизни 

      Здоровый  образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

      Понятие образа жизни позволяет выявить  ценностные ориентации людей, причины  их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем  жизни. Образ жизни относится  к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.

      В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать наследственность, функциональные способности организма и стиль жизни.

      Стиль здорового образа жизни обусловлен личностными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем здорового образа жизни понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.

      К основным компонентам здорового  образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда  и отдыха, отношение к вредным  привычкам.

      Помимо  основных компонентов в системе  формирования здорового образа жизни многими учеными выделяется еще и образовательный компонент учащихся, учителей, а также родителей, в котором можно выделить следующие основные знания:

      1) о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

      2) о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

      3) о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;

      4) о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

      5) об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

      6) об активной пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнедеятельность каждого человека и общества.

      Именно  этот образовательный компонент (пункт 6) лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

      Однако  для очень многих людей эти знания ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому предполагается  активная деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам здорового образа жизни - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

      Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. 

1.2. Проблемы формирования  здоровья и здорового образа жизни современных школьников 

      На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1996 по 1999 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% - имели нарушения осанки; 18% старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз1 [1].

      Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое  значение принадлежит образу жизни: 50 - 52% здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15% зависит от здравоохранения.

      Проблема  формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

      Ведущими  задачами школы в настоящее время  являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

      Все это согласуется с основными  направлениями реформы общеобразовательной школы, в которой на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы2 [2].

      Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

      В настоящее время в практику работы школы внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся в сфере общеобразовательной учебной деятельности, физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни.

      Однако  до сих пор не разрешено имеющееся  в науке и практике противоречие между потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни  учащихся и отсутствием целостной  теории и технологии здорового образа жизни. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.

      Рассматривая  здоровье человека как многокомпонентную  модель, нельзя не остановиться на его определении, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.

      В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в  виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.

      Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Информация о работе Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни