Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель школьного образования – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач:

1.Показать как взаимодействие семьи и школы влияет на воспитание современных школьников.

2.Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни.

3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

4.Раскрыть значение воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Глава 1. Здоровый образ жизни…………………………………………...5

1.1. Понятие здорового образа жизни……………………………………...5

1.2. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни современных школьников………………………………………………..7

1.3. Факторы риска для здоровья…………………………………………...10

2. Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому

образу жизни………………………………………………………………..16

2.1. Валеология как наука ………………………………………………….16

2.2. Роль физических упражнений в формировании здорового образа

жизни и укреплении здоровья школьников ……………………………21

2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников ……………………………………………………………....25

2.4. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.…..27

Заключение……………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

      Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.

      Исследованиями  установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания. 

2.3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников

      Воспитание  и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач.

      Остроту многих проблем можно значительно  сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.

      Семейный  физкультурно-оздоровительный клуб - одна из форм приобщения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Такой клуб под названием «Росток» организован в г. Смоленске на базе средней школы № 34. Клуб имеет свой устав и осуществляет образовательный процесс по комплексной программе. Эта программа содержит 4 раздела с темами занятий:

      Раздел  I. Образовательный раздел (10 ч.)

      Тема 1. Состояние    здоровья детей. Пути оздоровления.

      Тема 2. Психофизиологические       особенности младших школьников.

      Тема 3. Валеология - учение о здоровье и здоровом образе жизни.

      Тема 4. Учет и контроль физической нагрузки и состояния здоровья.

      Тема 5. Методика составления упрощенных комплексов общеразвивающих упражнений.

      Тема 6. Личная гигиена. Режим дня школьника.

      Тема 7. Рациональное питание.

      Тема 8. Профилактика простудных заболеваний, закаливание и восстановление организма.

      Тема 9. Вредные привычки. О курении, алкоголизме, токсикомании.

      Тема 10. Психологические основы здоровья.

      Раздел II. Физическое развитие и оздоровление детей (40 ч.)

      Тема 1.Гимнастические упражнения.

      Тема 2. Легкоатлетические упражнения.

      Тема 3. Подвижные игры.

      Тема 4. Спортивные игры.

      Тема 5. Лыжная подготовка.

      Тема 6. Катание на коньках.

      Тема 7. Спартинейджер.

      Тема 8. Пешеходный туристический поход.

      Тема 9.Проведение спортивных мероприятий клуба (конкурсов, викторин, праздников, соревнований) по выбору педагога в зависимости от целей и задач.

      Тема 10. Тестирование физической подготовленности детей.

      Раздел III. Нравственное воспитание (12 ч.)

      Тема 11. Спортивные традиции нашей семьи.

      Тема 12. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для детей.

      Тема 13. Основы построения общения с младшими школьниками.

      Раздел IV. Практические умения (4 ч.)

      Главной особенностью этой программы является совместная физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа учителей школы, родителей и детей по месту учебы в классе. Это дает возможность создать максимально благоприятные условия для гармоничного развития, свободного творческого раскрытия и становления личности ребенка.

      Содержание  проводимых мероприятий может меняться в зависимости от творческих планов клуба, потребностей детей и пожеланий родителей, однако тематическая основа остается неизменной.

      Физкультурно-оздоровительная  деятельность клуба может быть реализована как непосредственно обучающая, в форме занятий по общей физической подготовке (по различным видам спорта), игр (подвижных и спортивных), туристических походов, экскурсий, соревнований, викторин, спортивных праздников, индивидуальных   занятий   (утренняя гимнастика, домашнее задание), конкурсов, бесед, консультаций. Практические занятия продолжительностью один час проводятся раз в неделю. Они рассматриваются как средство оздоровления подрастающего поколения и приобщения семьи к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, коррекции физического и психического состояния.

      На  теоретических занятиях с родителями вырабатывается единая позиция учителей школы, сотрудников клуба и родителей по важнейшим педагогическим и психологическим проблемам детей. Такие занятия проходят один раз в месяц с привлечением известных специалистов в области физического воспитания, детской психологии и педагогики.

      С целью развития творческих способностей детей особое внимание в программе уделено организации развивающей среды, в которой ребенок находится в школе и дома. Необходимо, чтобы родители, учителя школы и работники клуба были единомышленниками в решении поставленных задач, а коллектив школы создавал условия для их реализации. Предлагаем подробно ознакомиться с программой клуба.

      Результатом работы клуба «Росток» стало улучшение взаимоотношений детей и родителей, приобщение семьи к здоровому образу жизни, улучшение здоровья детей и родителей, повышение дисциплинированности и учебной активности детей в школе, повышение интереса к занятиям по физической культуре и спорту, а также организация досуга детей в свободное от учебы время и, как следствие этого, профилактика правонарушений и детской преступности 8 [6] . 

2.4. Воспитание ценностного  отношения к здоровому  образу жизни 

      В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией 9[7].

      Ухудшающееся  зрение, хронические заболевания  внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний .

      Чтобы остановить регресс нации и процесс  ее разрушения, необходимо воспитывать  у ребенка ценностное отношение  к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся  в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

      Ценностное  отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

      Воспитание  ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

      В воспитании ценностного отношения к здоровью и школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребенок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.

      В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

      Важную  роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников  имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.

      Выше  назывались различные способы пропаганды здорового образа жизни в школе. Но детям младшего школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий.

      Встает вопрос, как рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?

      Предполагается, что занятия с детьми младшего школьного возраста могут носить активный характер с привлечением всех членов группы (класса). Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель.

      Поэтапная деятельность педагога, направленная на развитие у учащихся ценностного отношения к здоровью:

      1-й  этап - принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников (как и его   внешний вид, личностные свойства, включая авторитет» манеры, ценностные ориентации и др).

      2-й  этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесбе-регающей  деятельности,   сообщает свои    убеждения     воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Учитель может использовать следующие методы:

Информация о работе Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни