Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

 

 

Из таблицы видно, что ситуация изменилась в лучшую сторону, 7 респондентов продемонстрировали высокий уровень знаний. Естественно, что такая динамика не могла не порадовать и говорит о многом. Правильно подобранные наблюдения, грамотно проведенные занятия дали положительный эффект в развитии эстетических чувств и экологических знаний детей старшего возраста.

Задание 3 Таблица 6

Итоговый уровень положительного отношения детей к природе

ФИ ребенка

Вопрос

№1

Вопрос

№2

Вопрос

№3

Вопрос

№4

Итого:

Валерия Н.

3

3

3

3

3

Юля П.

3

3

3

3

3

Настя А.

3

3

3

3

3

Максим П.

3

3

3

2

3

Руслан П.

3

3

3

3

3

Миша А.

3

3

3

3

3

Оля П.

3

3

3

3

3

Оля С.

3

3

3

3

3

 

Высокий уровень положительного отношения к природе был отмечен у всех восьми испытуемых. Результаты контрольного эксперимента показали увеличение количества дошкольников с высоким уровнем.

Выводы по третьей главе

В третьей главе  была представлена работа, которая направлена на формирование у дошкольников старшей группы эстетического отношения к природе в процессе организации наблюдения.

Оказалось, что на самом деле, в практике воспитателей возможно и необходимо использование разнообразных приемов работы (занятия, наблюдения, экскурсии и т.д.) для формирования у дошкольников позитивного отношения к природе.

И, как оказалось, в основе всех видов природоведческой работы (бесед, изобразительной деятельности, дидактических игр и т.д.) лежат наблюдения. Важно отметить, что они связаны между собой тематическим принципом, поэтому позволяют целенаправленно воспитывать у дошкольников представления о животных и воспитывать интерес и любовь к ним.

Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать умственные задачи, способствуют обогащению словарного запаса, совершенствуют навыки мыслительных операций.

На основании результатов контрольного эксперимента можно сказать, что уровень отношения у детей к природе значительно повысился. Причем это отношение строится только на позитиве.

Заключение

Эта экспериментальная работа по использованию наблюдения как метода формирования эстетических чувств старших дошкольников доказала необходимость систематического проведения наблюдений и экскурсий, с целью повышения мотивации к знакомству с миром природы, с ее красотой и величием.

В результате наблюдения дошкольники обогащаются знаниями  о красоте природы, учатся воспринимать все ее проявления именно с эстетической и эмоциональной стороны (идет снег - он очень красивый и пушистый, с хрупкими снежинками; подул ветерок и полетели листья с деревьев, начался листопад - это просто завораживающее зрелище; на окне зацвела фиалка – нежными розовыми цветами   - во всем можно увидеть красивое и прекрасное).  Одновременно  дети  знакомятся с полезными свойствами и качествами обьектов природы.

После каждого наблюдения дети делились своими впечатлениями друг с другом, рассказывали своим друзьям и родителям. Родители отметили, что отношение к домашним питомцам стало более бережным, ребята поняли, что домашний любимец - это не просто друг, но и большая ответственность.

Достаточно эффективными оказались: метод закрепляющей беседы, игровые методы, инсценировки, элементы театрализованной деятельности в работе. Что так же способствовало как формированию эстетических чувств дошкольников, так и расширению их кругозора в области экологии.

На протяжении всех мероприятий дошкольники с удовольствием пели и разучивали песенки, читали стихотворения, отгадывали загадки, принимали участие в различных играх.

Предложенная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников правильного отношения к природе посредством наблюдений дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности и даже необходимости использования их в детском саду. В процессе наблюдений повышается в целом экологическая культура дошкольника, формируются эстетические чувства.

Таким образом – эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно- воспитательного процесса поскольку за ним стоит как развитие эстетических качеств человека, так и всей личности в целом.

Таким образом, можно считать поставленную цель доказанной, и выдвинутую гипотезу подтвержденной.

 

 

Список литературы

1. Артемов Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., Просвещение, 2002. - 180с.

2. Ашиков В. Семицветик. Программа культурно-экологического образования дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С.34-39.

3. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.- М.: Агропромиздат, 2007.- 174 с.

4. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.с. 159

5. Вересов Н.Н. «Мы земляне». Программа по экологическому воспитанию дошкольников. Часть 2. - Дошкольное воспитание. - 1995. - № 1. - С.19-21.

6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2005. - с.13-60.

7.  Веретенникова С.А. «Дети и природа» – М., 2000 г. 
 

 

8.Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч. - М., 2003, - Т. 3. - С. 145 --147.

9.Газина О. Играя, изучаем природу. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № . - С. 6-8.

10 Гладков Н.А. и др. Охрана природы: учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1975.- 299 с.: ил.

11.Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура -- М.: Горизонт, 2007с. 208 .

12 Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: кн. для учителя. - М.: Просвещение.- 2005. 191 с.

13.Гуськова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.

14.Дежкин В.В. Беседы об экологии.- 2-е изд.- М.: Мол. гвардия, 2009.- 190 с., ил.

15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.  с.480.

16. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. с.56 с.

17. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 2008.  с.245 .

18.   Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой – М., 2003 г. 

19.   Ковалев А.Г. «Воспитание чувств» – М., 2001 г. 19

20. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 2005г.

21.   Компалецева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» – М., 2005 г. 

22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2003. с.464

23. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 2005. с. 176

24. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» - М., 2009 г

25. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учебное пособие. - М.: Логос, 2001.с.384

26. Мутик М. Конспекты занятий по экологии. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. с.9-13.

27. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос,2004.-с. 181 - 193.

28.     Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- с.15.

 

29. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых. - Дошкольное воспитание. - № 6. - 2000. - с. 19.

30. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с.76-100.

31. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 2001.-с. 223

32. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2001. с. 80 – 90.

33. Л.П. Песко   «Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л.П. Песко – М., 2004 г. 

34. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство в школе. - 2008. - № 4. - с.125 -128.

35. Работа с дошкольниками на территории детского сада (Наблюдение и труд детей. - Дошкольное воспитание. - № 4. - 2005. - с.32-33.

36. Романенко Н.М., Романенко Л.В. Организация и проведение творческих эколого-педагогических экскурсий в природу: Методические рекомендации. -- Волгоград, 2002.с20.

37. Романенко Н. М. Система работы школы по экологическому образованию и воспитанию учащихся // Будущему учителю о проблемах педагогики. – Волгоград. 2006г.-с. 160-161.

38. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и природа». /Текст публикуется в авторской редакции. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. – с.192

39. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя.- М.: Новая школа, 2004.- с.128

40. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – с.160

41. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности… - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с.12-17.

42. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: учебное пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2008 с.42

43. Черных И. Воспитание бережного отношения к воде. - Дошкольное воспитание. - № 7. - 2005. - с.37.

44.Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» – М., 2000 г. 44

 

Приложение 1

Анкета для родителей

Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному в природе

1. Образование мамы (среднее, средне специальное, высшее)

2. Образование папы (среднее, средне специальное, высшее)

3. Количество детей в семье

4. Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?

5. Как часто Вы с ребенком говорите о природе?

6. Есть ли у Вас дома собака (кошка и др.)?

7. Как ведет себя ребенок по отношению к домашнему животному?

8. Как часто ребенком помогает Вам ухаживать за домашним животным?

9. Есть ли у Вас дома домашние растения?

10. Помогает ли Ваш ребенок ухаживать за ними?

11. В какое время года и как часто Вы с ребенком выезжаете на природу?

13. Как эмоционально отзывается ребенок на увиденное в природе? (рисует, рассказывает своим близким, делится впечатлениями со своими сверстниками, друзьями, ни как не выражает свои эмоции)

14. Как Вы думаете, нужно ли воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе? (да, нет). Какими способами, методами?

 

 

 

 

 

Приложение 2

Занятие 1

 

Комплексное занятие по теме: «Речные обитатели»

Цель занятия: Закрепление и уточнение знаний детей о речных жителях

Ход занятия

Организационный момент.

Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию.

Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.

Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.

Педагог обращает внимание детей на глобус. Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).

Педагог: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: «Рыбы - дети воды». В какой воде они живут? (солёной, пресной). Рыб в подводном мире огромное количество.

И сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в подводный мир реки.

Какие водные животные обитают в нашей реке? (сомики, гальяны, пищуги, чебаки, сороги, раки).

Чем питается рыба? (червями, насекомыми, часто лакомится икринками других видов рыб).

Есть ли  в нашей реке хищная рыба? (нет).

Как называются детёныши рыб? (мальки).

Из чего они выводятся? (из икринок).

Педагог предлагает рассказать детям о подводной жизни любой рыбы (найти изображение данной рыбы).

Сомики живут в основном на глубине. У нас они достигают сравнительно небольших размеров. Они ленивы, малоподвижны.

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников