Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

 

2.2 Развитие наблюдения и его влияние на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

 

Как выше мы выяснили, чтобы научить ребенка видеть, необходимо развить в нем наблюдательность.

Развитие наблюдения и наблюдательности в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного развития детей.

Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л.В. Занков). Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так, Б.М. Теплов называет наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения - это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.(4)

Более подлинное решение этого вопроса, на наш взгляд, лежит в утверждении Б.Г. Ананьевым того, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».(27)

Наблюдение как познавательная деятельность - продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте. Имеющиеся исследования позволяют определить четкие линии в развитии наблюдения. По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития деятельности наблюдения ведущее значение имеют сенсорные процессы - различные виды восприятия. Результат - накопление образов (представлений) предметов, явлений (представления о взаимодействие с окружающим).

Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях: во-первых, когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой и др.), во-вторых, при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями.

Распознающее наблюдение в его развитом виде требует наличия у ребенка устойчивого, произвольного внимания - более или менее продолжительной сосредоточенности ребенка на объекте наблюдения.

В распознающем наблюдении, используя разные способы обследования, ребенок устанавливает качества и свойства, стороны и особенности наблюдаемого объекта. (37) Анализ воспринимаемого предмета носит естественно сенсорный характер; он ощупывается, осматривается, иногда в восприятие включаются слух, обоняние и даже вкусовой анализатор. Однако, ход наблюдения в таком случае не представляет сумму или даже синтез различных видов восприятия или способов обследования. Выступая как ведущий процесс, восприятие направляется и контролируется мышлением. С помощью мышления происходит отбор способов обследования, исходя из принятой задачи и характера объекта. Выделенные в ходе восприятия свойства и качества сравниваются друг с другом, а также со свойствами и качествами других предметов. Происходит отбор признаков: одни из них оцениваются как характерные или существенные, другие как случайные или второстепенные. В результате наблюдения формируется более полный дифференцированный и целостный образ предмета, формируется суждение о нем.

Большое значение в формировании точного, конкретного образа имеет планомерность наблюдения - последовательный переход от анализа одной части наблюдаемого объекта к другой.(30)

В речевой форме осуществляется постановка цели и задач наблюдения. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение и результат наблюдения - суждение об объекте. Таким образом, восприятие, мышление и речь являются основными психическими процессами, включенными в деятельность наблюдения. Вместе с тем в процессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях.

Наблюдения напрямую связаны с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существенное влияние на его ход. Следовательно, уже первичный вид наблюдения является сложной познавательной деятельностью, в которой в единстве сенсорные процессы, мышление и речь и на которую оказывают существенное влияние различные стороны личности (воля, произвольное внимание, эмоции, интересы, прошлый опыт - знания и навыки). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть ведущее значение в этом виде наблюдения - сенсорных процессов. Основная познавательная задача - распознавание, установление признаков и свойств - решается в процессе непосредственного восприятия.

В дошкольном возрасте формируются еще два других вида наблюдения, имеющие свои особенные познавательные задачи. Одно из них - наблюдение за изменениями и развитием предмета, которое строится на основе использования различных способов обследования и разных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Как и в распознающем наблюдении, в данном виде наблюдения используются восприятие, мышление и речь.(40)

Однако направленность и соотношение этих процессов меняются. На первый план выдвигается установление тех признаков, которые получили новую качественную характеристику (например, изменились цвет, форма, величина листьев и их количество у растущего растения), а не всего объема признаков. Восприятие акцентируется на появлении новых частей (например, бутонов, цветка, плода). Усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние предмета, чтобы сравнивать). Усиливается значимость сравнения и меняется его способ: настоящее состояние объекта сравнивается с ранее бывшим. Таким образом, усиливается роль мышления и речи (сравнение, суждение об изменении и его причинах).

Третий специфический вид наблюдения (так называемое воссоздающее наблюдение) сохраняет свою сенсорную основу: по степени качества, устанавливаемого в восприятии, выносится суждение о состоянии предмета или восстанавливается картина целого. Решение этой задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Сенсорные основы значительно сужаются, но без них решение задачи невозможно. Мышление приобретает здесь ведущее значение вместе с деятельностью воссоздающего воображения.(8)

Таким образом, удельный вес сенсорных и интеллектуальных процессов в разных видах наблюдения меняется.

Попробуем рассмотреть развитие структуры наблюдения. Деятельность наблюдения, как и любая деятельность, начинается с постановки или принятия цели и задач. На первых этапах развития деятельности наблюдения дети не способны к самостоятельной постановке задачи. Она ставится взрослым и принимается детьми легче всего, если связана с продуктивной деятельностью. Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу.(25)

Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия и направленность анализа в разных видах наблюдения. Так, конструирование требует прежде всего выделить общую объемную форму предмета, основные части, установить их взаиморасположение в пространстве; при рисовании необходимо обратить внимание на цвет предмета и т.д.

Если же задачей наблюдения является ознакомление с новым предметом, то в этом случае выделяются наиболее полно разнообразные его свойства и качества.

Решение задачи наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов обследования. Сам отбор определяется, с одной стороны, задачей наблюдения, с другой - характером наблюдаемого объекта. В одном случае наблюдение ограничивается зрительным восприятием, в другом - требуется предмет погладить, послушать издаваемые звуки, попробовать на вкус или понюхать и т.д. Овладение разнообразными рациональными способами восприятия есть проявление развития деятельности наблюдения.

Достижение задачи наблюдения связано с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка.(29)

Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен: а) в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отборе материала для нее; б) в форме выбора способа действия с предметом: как осуществить уход за вещами (стирать или чистить), уход за различными растениями (обтереть, опрыскать с учетом особенностей растения) и т.д.; в) результатом наблюдения может быть новое знание в разных его формах: отчетливые образы-представления, суждения (о состоянии предмета или его изменении и др.) и в форме элементарного понятия. Внешним выражением этого знания могут служить ответ на вопрос, рисунок, рассказ-описание, рассказ-суждение.

Мотивами деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста является стремление к достижению результатов в продуктивной деятельности и познавательное отношение ребенка к окружающему.

Таким образом, наблюдение представляет собой сложную познавательную деятельность.

Отсюда следует вывод: развитие этой деятельности не может осуществляться как побочный результат воспитательной работы, направленной на формирование различных видов продуктивной деятельности.

Задача развития и формирования деятельности наблюдения по-прежнему должна оставаться самостоятельной, одной из важных задач умственного воспитания дошкольника.

Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста. Данные детской психологии, и особенно работы по дидактике детского сада, показали большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, высокие возможности детей дошкольного возраста в освоении обобщенных способов восприятия; их большие возможности в овладении этой деятельностью.

Чем определяется необходимость обучения деятельности наблюдения?

Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет деятельность наблюдения.

Необходимость обучения наблюдению определяется и характером тех знаний, которые формируются в дошкольном возрасте. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений (А.А. Люблинская и др.). И хотя к старшему дошкольному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец. В.В. Давыдов и др.), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Формирующиеся элементарные понятия отражают прежде всего предметную сущность окружающего мира. Таким образом, основное содержание знаний формируется в процессе наблюдения. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.(37)

Развитие деятельности наблюдения в дошкольном возрасте обеспечивает подготовку детей к школе. Одним из видов учебной деятельности, которая используется в обучении детей в начальных классах, является деятельность наблюдения. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира.(37)

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется и наблюдательность как важнейшее качество личности: умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем разнообразии и богатстве свойств и качеств, связей и отношений, умение видеть изменение и развитие окружающих предметов и явлений, причины и следствия и т.д.

В дошкольном детстве наблюдение зарождается и проходит сложный путь развития и совершенствования. Решающее значение в этом имеет руководящая и обучающая роль воспитателя. (43)

Детское творчество отражает наблюдения  окружающего мира, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, а так же неповторимые явления природы.(31)Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает и поэзия. 
Сопоставляя наблюдаемые  жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно. Лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих эмоциональных переживаний и впечатлений в рисунке. 
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.(28)Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках. 
Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения. Особенно это удается детям при отображении времен года.
Таким образом, сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.; целенаправленное использование метода наблюдения (во всех его разновидностях) в процессе экологического воспитания дошкольников способствует формированию эстетических чувств и правильного и положительного отношения к природе у дошкольников.(23)

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников