Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Глава 3. Экспериментальное исследование.

 

3.1 Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе.

 

Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад»Северок». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5, до 6 лет).

Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство».

Отметим, что наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят систематический и длительный характер. Во время прогулок и экскурсий воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, приметами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.(36)

Программа по ознакомлению дошкольников с природой определяет объем сведений и представлений о мире природы. Одновременно в рамках данного исследования будет осуществляться работа по формированию у детей правильного отношения к природе в процессе наблюдений.

Старшие дошкольники должны:

-эстетически относиться к природе, любить ее, уметь радоваться природным явлениям;

-наблюдать за явлениями природы, вести себя так, чтобы не навредить природе;

- знать, что в природе нет вредных (плохих, некрасивых) растений и животных, поскольку все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия;

- знать о помощи, которую человек способен оказывать природе;

-уметь отражать свои эстетические переживания в рисовании, лепке, аппликации, делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (экскурсия, прогулка, наблюдение, беседа, просмотр телепередач и др.).

Поэтому выделим три уровня эстетической воспитанности дошкольников:

Высокий уровень - любит природу, умеет находить и видеть прекрасное в природе, Знает все, что перечислено выше.

Средний уровень - любит природу, но не при непосредственном общении с ней (по телевизору, в книгах, на картинках), встречаются пробелы в знаниях по указанным выше критериям.

Низкий уровень - не проявляет особого интереса к природе, не стремится общаться с ней, демонстрирует неудовлетворительный уровень знаний о природе.

Экспериментальная работа, направленная на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения, включила в себя три этапа.

1 этап - констатирующий эксперимент

Цель: выявить первоначальный уровень эстетического отношения дошкольников к природе.

2 этап - формирующий эксперимент

Цель: формирование эстетических чувств старших дошкольников с помощью метода наблюдения.

3 этап - контрольный эксперимент

Цель: итоговая диагностика уровня эстетического отношения дошкольников к природе.

Рассмотрим вначале результаты констатирующего эксперимента.

Методы констатирующего эксперимента: анкетирование (родителей), наблюдение, воспроизводящая беседа.

На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников (анкета в приложении 1).

Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы.

На вопрос «Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?», были получены следующие ответы: «Каждый день, когда утром увожу и вечером забираю ребенка из садика», «К сожалению, не так часто, как хотелось бы», «Почти никогда», «Он гуляет в садике каждый день, а дома гуляет по выходным». Из 8 респондентов, 5 ответили, что не гуляют с детьми, 2 респондента ответили, что гуляют, но очень редко, 1 респондента отметили, что стараются регулярно совершать прогулки с детьми.

Вывод: родители практически не гуляют с детьми, все прогулки сводятся к играм во дворе, где практически нет деревьев,  либо к прогулкам на участке. Очень жаль, видимо родители забыли, что значит прогулка, а ведь именно в ходе совместной с ребенком прогулки и начинает формироваться эмоционально-эстетическое отношение к природе.

Ответы на вопрос «Как часто Вы с ребенком говорите о природе?» тоже не слишком порадовали нас. Родители мотивируют свое нежелание говорить о природе с ребенком своей занятостью. «Мы почти никогда не говорим о природе», «Говорим, но редко, если случается что-то необычное: например, солнечное затмение, крупный град, радугу», «Говорим довольно часто». Итак, большинство родителей уверены в том, что разговоры о природе могут быть вызваны только исключительными случаями.

Из 8 родителей, лишь 3 с уверенностью смогли сказать, что довольно часто беседуют с ребенком о природе. 4 респондентов беседую от случая к случаю, 2 респондента - вообще не беседуют с дошкольниками о природе.

Как показали ответы на вопрос о домашних животных и растениях в домах воспитанников, большинство (5 человек) держат дома животных (кошки, собаки, черепаха, рыбки, попугай), у всех 8 респондентов есть комнатные растения.

Тем не менее, многие родители (4 респондента) выразили свое недовольство тем, что дети практически не помогают ухаживать за животными: «когда он просил щенка, то обещал, что сам будет за ним ухаживать, а сам не хочет». 1 респондент доволен тем, как ребенок ухаживает за своими домашними любимцами: «Всегда сам кормит рыбок, гуляет с собакой».

Уход детей за домашними растениями отметило только 3 респондента, выразив это одним словом: «Поливает иногда». Остальные родители самостоятельно ухаживают за комнатными цветами, поливая их, подкармливая, протирая листья, пересаживая в новые горшки и т.д.

На вопрос «Как часто вы с ребенком выезжаете  на природу?» результаты оказались следующими. Все респонденты ответили, что довольно часто выезжают на природу: «На шашлыки», «на речку», «каждое лето ездим и живем на даче», но никто из родителей не упомянул о том, что на природе можно поиграть с детьми, понаблюдать за каким – то обьектом, а не только для того, чтобы съесть шашлык.

Поездка на природу с ребенком - это редкая возможность прикоснуться к живой природе, увидеть ее вблизи. Отметим, что родители в качестве одной из причин, осложняющей длительное пребывание на природе, назвали сильную усталость.

На вопрос «Как эмоционально отзывается ребенок на увиденное в природе?» были получены следующие ответы. «Он так эмоционально рассказывает, какую большую рыбу поймал папа», «Может иногда сесть и нарисовать красивый рисунок, если увидит что-то красивое». 3 респондентов отметили, что дети свои эмоциональные переживания переносят  в рисунке, 3 респондента заявили о том, что дети практически не делятся с ними своими впечатлениями. 2 респондента ответили, что дети могут поделиться своими впечатлениями от случая к случаю.

На последний вопрос анкеты «Нужно ли воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе?» положительно ответили все респонденты. Среди способов воспитания были названы следующие: беседа, наблюдение, прогулки, совместные поездки на природу, чтение книг, просмотр познавательных телепередач. Хотя, как оказалось сами родители не достаточно используют эти методы.

Анализ анкетных данных позволяет сделать вывод о том, что уровень эмоциональной восприимчивости природы дошкольников находится на среднем уровне.

Далее предлагаем проверить это непосредственно у самих дошкольников, которым предложено выполнить следующие задания.

Задание 1 .Определить уровень знаний дошкольников о внешнем виде животных (растений).

Цель: Определить уровень владения дошкольниками словарным запасом для описания животных и растений.

Форма проверки знаний – анкета.

Анкета.

1. Какие домашние животные тебе известны? (перечисли)

2. Представь, что у тебя дома есть щенок. Опиши его.

3. Какие комнатные растения растут у тебя дома? Назови их?

4. Опиши своими словами комнатные растения, которые есть у тебя дома.

5. Как нужно ухаживать за домашними животными  ( собака или кошка)? Зачем нужно это делать?

6.Как ты считаешь, для чего люди держат дома животных и выращивают различные растения?

Задание 2. Определить достаточность знаний детей о многообразии природы, ее красоты.

Цель: Выявить уровень  знаний дошкольников о красоте и многообразии природы, изучить особенности творческого воображения.

Форма проверки знаний – беседа.

Беседа

1. «Мы как будто отправимся в лес на прогулку. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А как вы думаете, какие в лесу могут быть чудеса?» (Муравейник, дупло в дереве, маленькие скрытые полянки, удивительные деревья, необычные цветы, изумительные бабочки и т.д.).

2. Нагнитесь немного,…что это у нас под ногами? Это же цветок! Как он выглядит? Что мы можем с ним сейчас сделать?

3. Многие люди обижаются на диких животных. Почему? Как ты думаешь? Неужели их не за что любить?

4. Как ты считаешь, променяют ли дикие звери свою жизнь в лесу на жизнь у человека?

5. Назови самых красивых животных (диких и домашних), а теперь выбери из них самых полезных животных.

6. Если бы ты очутился один в лесу, а звери и растения умели бы говорить человеческим языком, то о чем бы ты с ними поговорил?

Задание 3

Наблюдение за поведением детей в природе (на прогулке, во время экскурсии, в ходе наблюдения).

Цель: Выявить уровень отношения детей к объектам природы.

Диагностику сложившегося отношения дошкольников к объектам природы мы осуществляли на примере тех объектов природы, которые окружали детей и были хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте.

Форма проверки знаний – комплексная (беседа в ходе наблюдения).

Наблюдение было организовано на территории частного двора.

Вопросы для наблюдения:

1. Кто живет в этой конуре? Какие условия нужны собаке, чтобы ей было уютно? Как нужно ухаживать за собачкой, если она живет у тебя дома, в квартире?

2. Кто живет в этой клетке? Как называется это животное? Какие условия нужны животному (кролику), чтобы он себя хорошо чувствовал и не болел? Как мы будем ухаживать за ним? Как нужно его кормить, чтобы он был сытый?

3. А как называется эта птица? Что нужно делать для того, чтобы она (курочка) всегда чувствовала себя хорошо? Почему надо ухаживать за курочкой (она дает яйца)? Без чего курочка не может обойтись?

4. Кого из домашних животных и птиц ты любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для них можешь сделать, чтобы им было хорошо? Достаточно ли только кормить животных и птиц для этого? Что еще им необходимо (забота, ласка).

Результаты констатирующего эксперимента.

Задание 1.

                               Таблица 1

Результаты анкетирования детей по заданию №1

Ф.И. ребенка

Вопрос

№1

Вопрос

№2

Вопрос

№3

Вопрос

№4

Вопрос

№5

Вопрос

№6

Итого

Валерия Н.

3

3

3

2

3

3

17

Юля П.

2

3

2

1

2

2

12

Настя А.

3

3

2

2

3

3

16

Максим П.

2

2

2

1

2

2

11

Руслан П.

3

2

2

2

3

2

14

Миша А.

3

3

3

2

3

3

17

Оля П.

2

2

2

2

2

2

12

Оля С.

2

2

3

2

2

2

13

 

Таким образом, пять участников показали высокий уровень знаний о внешнем виде животных и растений.

Среди домашних животных называют: кошка, собака, черепаха, кролик, мышка, попугай, морская свинка, аквариумные рыбки. В описании домашних животных использую эмоционально-экспрессивную лексику («щенок красивенький, маленький», «котенок очень красивый, с большими глазами», «кролик такой мяконький, пушистенький», «а какие у котика маленькие лапки» и.т.д.).

Домашние растения: «алоэ, кактус, герань, фиалка». В описании растений дети ограничиваются общими описаниями: «очень красивое растение, сочные большие листья, нежно-зеленый цвет, маленькие цветочки».

Дошкольники знают о том, как нужно заботиться о домашних животных (кормить своих питомцев, выгуливать, убирать за ними, чистить клетки, аквариумы, расчесывать, играть, ставить прививки и т.д.

Знают, что растения нужно поливать и  подкармливать, переставлять, поворачивая к солнцу, т.е. к каждому растению иметь свой особый подход. Один ребенок даже сказал, что « растения живые и все слышат», еще один ребенок сказал, что цветы любят музыку.

Характеризуя уровень  высказывания - развернутость, связанность, эмоциональность. Правильный грамматический строй речи.

Трое респондентов продемонстрировали средний уровень знаний. Количество домашних животных и растений было названо меньше, чем у дошкольников с высоким уровнем. Так, среди домашних животных и комнатных растений дети назвали: собаку, кошку, рыбки, птички; среди растений: кактус, алоэ.

При описании животных и растений дети проявили некоторую сдержанность, ограничившись описанием о том, что «у котенка красивая шерсть, мягкая шерсть, красивая окраска»; при описании растений: «красивые растения, большие (маленькие) растения, зеленые растения».

В процессе ответов на вопросы, дошкольники отвечали кратко, составление связного высказывания из нескольких предложений вызвало значительное затруднения.

 

Задание 2    

Таблица 2. Результаты анкетирования детей по заданию №2

Фамилия, имя ребенка

Знание специфики лесной жизни

Знание особенностей жизни животного (среда обитания, еда и т.д.)

Отношение детей

к природе (эмоциональность, воображение)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Валерия Н.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Юля П.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Настя А.

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Максим П.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Руслан П.

 

2

 

3

 

 

3

 

 

Миша А.

3

 

 

3

 

 

 

2

 

Оля П.

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Оля С.

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников