Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Чебак - чем-то напоминает сельдь, такой же красивый, с белыми блестящими боками.

Гольяны - мелкая, быстрая рыбёшка. В вечернее время можно наблюдать, как рыбки выпрыгивают из воды в охоте за мошкой.

Пищуга - полосатая красавица. У нее по всему туловищу темные полоски.

Рак - ползает по дну и пятится назад, шевелит клешнями, ест, что попадёт, прячется в норах под корягами. Хвост у рака напоминает мотор. Но сейчас редко можно встретить раков.

Вчера от водных жителей я получила письма-загадки. Давайте вместе с вами мы их прочитаем и отгадаем. (Методом ТРИЗА).

Физ. Минутка.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Педагог: Сегодня предстоит у нас большая исследовательская работа. Сначала мы пойдём в научную лабораторию. Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба.

Давайте посмотрим, из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы. С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Слизь, покрывающая всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий.

Воспитатель обсуждает с детьми назначение жабр. (Через жабры рыбы вдыхают воздух). Спросить, чем покрыто тело рыбы. Педагог объясняет, как можно определить возраст рыбы (сколько тёмных линий на чешуйке, столько рыбе лет). Дети достают лупы и определяют возраст рыбы.

Игра “Мы - водные животные”

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

Раньше были мы икрою, ква - ква. А теперь мы все герои, ква-ква! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ква-ква! А теперь мы лягушата, ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два! И с хвостом, и без хвоста! Жить на свете красота! (Дети прыгают как лягушата).

Педагог: А сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов, подходят к макету речного дна)

Мы опускаемся с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишние. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).

В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло. Спросить у детей, как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда.

Как только в реке стало чисто и светло, рыбки захотели с нами поиграть. Дети угадывают эмоции рыб, изображают и объясняют причину данного настроения.

Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии.

У меня в руках рыбки трёх цветов.

Желтую - зовут Хорошо.

Оранжевую - Очень Хорошо.

Красную - Отлично.

Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой на занятии.

Занятие 2

«Путешествие в живую природу»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых.

Развивающие: развивать у детей речь(диалогическую, монологическую); прививать навыки учебной деятельности.

Воспитательные: формирование эстетических чувств и бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

 

Оборудование:

- карта «Путешествие в живую природу»;

- предметные картинки: птицы, рыбы, животные, насекомые, цветы;

- плакаты «Части растения»;

- изображения Флоры и Фауны как персонажей.

 

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня пойдем в поход? Я принесла карту, которая нам пригодится. Как вы думаете, для чего нужна карта?

Дети. Чтобы не заблудиться.

Воспитатель. В верхней части карты написано «Живая природа». Какую природу мы называем живой?

Дети. Которая питается, растет, размножается и умирает.

Воспитатель. Давайте найдем начало нашего пути. (Дети находят на карте ворота). От ворот ведут две дороги, выберите ту, по которой мы пойдем (Дети выбирают).

Воспитатель. Итак, отправляемся в путь к живой природе. Но дорога, которую вы выбрали, раздваивается: одна ведет к Флоре, другая - к Фауне. Фауна - это покровительница животных. Если мы пойдем по этой дороге, то встретимся с разными животными. Пойдем?

Первая остановка «Лес»

Вопросы детям:

Как называются животные, которые живут в лесу?

Как называются животные, которые живут рядом с человеком и за которыми человек ухаживает?

Чем питаются животные?

Как называются животные, которые едят только растения?

Как называются животные, которые едят мясо?

Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Вывод: В наших лесах живут дикие животные. Они приспособлены к нашему климату. Одни питаются растительной пищей, другие едят мясо, их мы называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи. Все в лесной жизни взаимосвязано. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.

Вторая остановка «Озеро»

Вопросы детям:

Какие рыбы живут в реке?

Какие рыбы и животные живут в море?

Что необходимо обитателям водоемов для жизни?

Чем отличается озеро от реки, моря?

Вывод: Любой водоем является домом для его обитателей, которые приспосабливаются к жизни в нем. Поэтому там, как в хорошем доме, должен быть всегда порядок и чистота. Об этом обязательно должны помнить люди, иначе жители водоемов могут погибнуть или заболеть.

Третья остановка «Птицы»

Вопросы детям:

Чем отличаются птицы от животных?

Как птиц можно назвать по-другому?

Как называют птиц, которые улетают на зиму?

Почему они улетают?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Чем питаются птицы?

Вывод: Среда обитания птиц не только земля, но и воздушное пространство. Гнезда птицы вьют везде - и на земле, и на ветвях деревьев, и в кустарниках. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями, поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Другие остаются зимовать, их называют зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

Четвертая остановка «Насекомые»

Вопросы детям:

Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках? (Воспитатель обращает внимание детей на стенд с изображением насекомых)

Кому нужны на земле насекомые?

Что будет, если исчезнут все насекомые?

Вывод: Насекомые необходимы для сохранения жизни на земле. Исчезнут насекомые - исчезнут птицы и другие животные, которые питаются ими. Эту цепочку можно продолжать очень долго. Если исчезнет хоть одно животное, жизнь на земле может прекратиться. А мы ведь не хотим этого? Поэтому давайте будем заботиться о птицах, животных, насекомых.

Воспитатель. Вот и закончился наш поход в гости к Фауне. А прежде, чем продолжать наш путь дальше, предлагаю отдохнуть на привале.

Привал

Игра-зарядка «Кто как двигается?» Воспитатель называет животное, человека, насекомое, а дети отвечают на вопрос, как они передвигаются и воспроизводят соответствующие действия. (Например: человек, птица, рыба, змея, кузнечик, бабочка).

«Кто как голос подает?» Дети называют и воспроизводят голосом крики тех или иных животных (корова, собака, кошка, свинья, тигр, голубь, утка, гусь, лягушка, комар).

«Кто как ест?» (собака - грызет кость, кошка - лакает молоко, курица - клюет зерно, гусь - щиплет травку и пр.).

Воспитатель. Ну, что ж, отдохнули. Теперь можно продолжать наш путь дальше, по дороге, ведущей в гости к Флоре.

Первая остановка «Деревья»

Вопросы детям:

Какие деревья вы знаете?

Какие деревья называют лиственными?

Какие деревья называют хвойными?

Что общего у всех деревьев?

Какую пользу приносят деревья?

Вывод: Деревья бывают хвойными и лиственными, у всех есть корень, ствол, крона. Деревья бывают самыми разнообразными, причудливыми, загадочными. Все они приносят огромную пользу окружающему миру, животным, человеку и всей планете.

Вторая остановка «Кустарники»

Вопросы детям:

Какие кустарники вы знаете? Назовите их.

Что выше - дерево или куст?

Бывают ли хвойные кустарники? Назовите их.

Какую пользу приносят кустарники?

Вывод: Кустарники - близкие родственники деревьям. Они не менее важны и значимы для жизни на земле, чем деревья.

Третья остановка «Цветы»

Вопросы детям:

Как называют цветы, которые растут на клумбе?

Какие вы знаете садовые цветы?

Какие цветы растут на лугу?

Назовите луговые цветы.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом - растения. Скажите, какие части есть у всех растений?(Ответы детей).

Воспитатель с детьми рассматривают плакат «Части растения»

Вопросы детям:

Какие части растения расположены под землей?

Какие части растения расположены над землей?

Что необходимо для роста растений?

Солнце и дождь - это живая или неживая природа?

Игра «Угадай, о чем я говорю»:

У него зеленые листья (ответы детей).

У него есть корень, ветви и листья (ответы детей).

У него есть корень, ветви, листья и ствол, покрытый корой (ответы детей).

Назовите существенные признаки, характеризующие травянистые растения, кустарники и деревья.

Воспитатель. Что вы можете сказать о цветах и цветках? Это одно и то же или нет? (ответы детей)

Воспитатель. Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах. Например: коли в мае дождь, то будет и рожь. Март с водой, апрель с травой, май - с цветами и др.

Как вы думаете, Флора и Фауна дружат между собой? (ответы детей)

Вывод: Флора и Фауна - это две сестры. Звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле. Если каждый из нас сорвет хотя бы один цветок, то все цветы на земле исчезнут. Но если мы все-таки сорвали цветок, то вместо него нужно посадить не один цветок, а 10!

Итог. Путешествие наше закончилось. Но мы каждый день совершаем путешествие, когда идем в детский сад, гуляем около дома. Я думаю, что вы будете более внимательными, когда пойдете со своими родителями в лес, на луг, на речку.

Флора и Фауна дарят каждому ребенку подарки: изображение ребенка в цветочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 3

Кто живет в нашем аквариуме?

Цель занятия: Вспомнить названия всех обитателей аквариума, уточнить и закрепить знания детей. Учить наблюдать и выражать свои чувства словесно.

Ход занятия.

Воспитатель. Кто тут у нас живет?

Что такое аквариум? (Дом для рыб.)

Когда рыбки чувствуют себя в нем хорошо?

Какой должна быть вола в аквариуме? (Чистая, прозрачная, теплая).

Из чего состоит грунт? (Песок и мелкие камни.)

Посмотрите  какие растения в  аквариуме. Какая у него освещенность.

Корм для рыбок

-- Как часто надо кормить рыбок? Сколько корма должно быть в рыбьей кормушке?!

-- Как рыбки кормятся? (Они собирают корм с поверхности воды, другие со дна, третьи хватают корм в толще воды.)

Как выглядят наши рыбки?

Внешний вид (форма тела, чешуя, окраска;  хвост и плавники.) Сходство и различие рыбок в нашем аквариуме.

Как рыбки плавают?

Рыбки в аквариуме движутся легко и свободно.

Давайте попробуем изобразить руками движения рыб( слаживают ладони вместе и имитируют движения волнами).В каких направлениях плывут рыбки? Быстро или медленно? Что помогает рыбкам легко перемешаться в воле? (Обтекаемая форма и гладкая поверхность тела, плавники и хвост.)

Еще раз о хвосте и плавниках. (Они помогают рыбке двигаться в разных направлениях и делать повороты.)

 

Как рыбки отдыхают и спят?

Неподвижный отдых у кустиков растения. Сон с открытыми глазами.

- Что мешает рыбкам отдыхать? (Яркий свет, шум, посторонние предметы.)

Как рыбки дышат?

Рыбкам для жизни нужен воздух, он есть в воде. Нам тоже нужен воздух и чтобы жить – мы должны дышать. Давайте подышем вместе (вдох через нос, выдох через рот и т. д.)

Дышат рыбки при помощи жабр. Где расположены жаберные крышки и почему они постоями то открываются, то закрываются?

- Легко ли дышать рыбкам?

 

Если рыбки спокойно плавают по всему аквариуму, то дышится им легко. Если они держатся ближе к поверхности, беспокойны - значит, дышать им трудно.

Если жаберные крышки открываются слегка и не очень часто, воздуха в воде достаточно. Если жаберные крышки работают сильно, рыбки все время хватают ртом нал водой - значит, дышать им тяжело.

Как помочь рыбкам? (Поменять воду, поставить компрессор для нагнетания воздуха).

Как правильно чистить аквариум?

В любом доме нужен порядок, вот и аквариум надо периодически чистить

Как приготовить воду для аквариума? Как и куда отсадить рыбок?

Как вымыть грунт? Как почистить стенки аквариума?

Загадки:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбки)

Дом прозрачен, как окошки,

В доме том живут рыбешки. {Аквариум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение.

Труд дворника

 

Цель: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

Вопросы и описание: Кто подметает наш участок?

Для чего он это делает? Что он убирает?

Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени)

Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву?

Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников