Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

В основе программы экологического образования «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой [30лежат идеи гуманизации, т.е. развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к природе. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Индивидуальность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном и ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого являются: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.

Содержание программы, что необычно, не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».

Программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, так же края.

Для того чтобы воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному, можно использовать в своей работе любую из выше рассмотренных программ, как полностью, так и частично.

Таким образом, анализ психолого-педагогической и экологической литературы, изучение программ детского сада позволило сделать следующие выводы:

- процесс эстетического развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром;

- «Чувствовать - познавать - творить» - это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые должны присутствовать как  в экологическом, так и эстетическом  воспитании.

Умело, руководя процессом эстетического  развития, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. [43] 

Глава 2. Современные подходы  формирования эстетических чувств старших дошкольников через наблюдение.

 

2.1 Наблюдение как основной  метод формирования эстетических чувств старших дошкольников.

Многие ученые считают, что основное средство познания природы – наблюдение. [4] Наверное, это так и есть. Сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуют устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. 

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок может видеть как размеры, так и цвет исследуемого обьекта; слуховой – ребенок слышит стук капель дождя, шум ветра, шелест листьев и журчание ручейка – все это прелестно и упоительно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы ребенок чувствует шероховатости коры деревьев, крупинки песка, шелковистость травы. Запахи также волнуют воображение ребенка. Поэтому задача воспитателя – развивать наблюдательность у детей.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. [41] 
У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, обьясняется это тем, что он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом птиц, у ребенка разовьется художественной и эстетический вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. 
Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле педагог обращает внимание детей на то, с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения. [42] 
Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. 
В период дошкольного детства ребенок впервые открывает мир природы. У детей этого возраста как никогда наблюдается большое стремление к самостоятельности и независимости. Они все хотят знать, видеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности и ее направление по отношению к природе может быть различным, как позитивным, так негативным. Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в нужное русло, убедить ребенка, что истребляя природные богатства, он наносит урон не только красоте родного края, но и себе.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. (36)При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада.( Николаева С.)[29

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем. [41 Очень важно обращать внимание ребенка на все прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог через наблюдение, ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»(41 Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Такое эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Чтобы ощущать себя частью целого мира, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.(24)

Если дошкольник живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, да еще ко всему прочему на 12-м этаже? Как быть в таком случае? Тем не менее выход есть -  небо и солнце, звезды и облака становятся предметами изучения и наблюдения. Нужно научить ребенка видеть их. Но смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, описать солнце, показывая все это.

Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей. Вот где можно показать и словесно и в натуре всю широту, необьятность, краски моря. Когда море спокойное, когда по нему пробегают небольшие волны и когда оно штормит.

В доме желательно чтобы  были цветы, за которыми ребенок сам ухаживает, наблюдает и любуется их красотой, необычностью. Необходимо обьяснить ребенку, что цветы украшают комнату, делают ее веселее и уютнее.

В любом городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать необычное, особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. А весной за его пробуждением. Пусть он относится к любимому дереву, как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, изменения, которые с ним происходят, помогает ему.

«В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами» [41с13].

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.(15)

«Способность заметить, выделить красивое, развивается поэтапно и постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы» [41с14].

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого Растительный или животный мир), сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Поэтому приветствуется факт нахождения у ребенка дома любого живого существа: кошки, собаки, хомячков, рыбок и т.д.. Ребенок учится быть добрым, заботливым, внимательным.

Общение с природой и забота о ней, необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.(6)

«Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде», - отмечает В. Фокина [41с15].

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр (9), обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Не зря сказано, что дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к самостоятельной и активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать» [30с.123].

Потребительский подход в данном случае особо опасен: живые организмы либо уничтожаются, либо повреждаются для решения задач экологического образования. Например, многие авторы рекомендуют срезать для наблюдений ветки различных деревьев. В одном из пособий приводится конспект занятия «Сравнение веток деревьев и кустарников», одной из задач которого является воспитание «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20-25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длинной 50-60 см в вазах». Наблюдения иллюстрируются стихотворением «Мы в лесу собрали ветки, принесли их в детский сад...». Парадокс? О каком бережном отношении к природе может идти речь при таком подходе к экологическому воспитанию.

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников