Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)


Министерство образование и науки РФ ГОЧВПО

«Забайкальский государственный педагогический университет

им. Н.Г Чернышевского»

 

 

 

Факультет: Педагогический                             

Кафедра: Теории и истории педагогики

 

 

 

 

Дипломная работа

 

«Формирование эстетических чувств старших дошкольников»

 

 

 

Специальность (направление) ТПСДО -08

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                              Выполнила: Илюшенко Екатерина Васильевна, воспитатель

                                                                   МДОУ «Северок» п.Чернышевск

 

 

                                              Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

2011 год

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.

1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.

 

Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников

2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.

2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                           «А воля, а простор, природа,

                                                                           прекрасные окрестности

                                                                                     городка, а эти душистые поля, 

                                                                                     а  розовая весна и золотистая осень

                                                                                    разве  не были нашими воспитателями!»       

                                                                                                                                К.Д.Ушинский                                                                                                                        

Актуальность. 

Дошкольный возраст - самая яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [34 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [23 7. Это и легло в основу всей системы эстетического воспитания.

Формирование начал нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей занимает одно из  значительных мест в философских трудах (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, А.К. Дремов и др.); в психолого-педагогических исследованиях (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.).

Изучение этих научных исследований показывает, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне -развитой личности.

Можно сказать, что прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.(41)

Природа – неиссякаемый источник духовного и нравственного обогащения. [39] Влияние родной природы каждый из нас испытал на себе, и знает, что она является источником как  первых конкретных знаний, так и эмоций, которые запоминаются на всю жизнь. 
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, красочные бабочки, разнообразные жуки, необыкновенные птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, журчащие ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. 
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных минут, где переплетаются восторг и изумление, удивление и переживания. 

В основном все это происходит через непосредственное наблюдение. Роль метода наблюдения в процессе формирования эстетического отношения к природе очевидна. Умение видеть (наблюдать, чувствовать, сопереживать, любить, помогать) природу - первое условие воспитания мироощущения неотделимого единства с ней, первое условие эстетического воспитания через природу. И оно достигается лишь при постоянном общении с природой.(39)Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен не эпизодически, а постоянно находиться в этих отношениях с окружающим. Поэтому гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.

Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.

Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование у старших дошкольников эстетических чувств  методом наблюдения будет эффективно при включении в процесс воспитания специально организованных наблюдений за живой и неживой природой и проведении цикла бесед.

Задачи:

1. Провести короткий анализ психолого-педагогической литературы по теме.

2. Рассмотреть современные подходы к изучению эстетического воспитания ( методы, средства и формы воспитания).

3. Изучить особенности метода наблюдения и его влияние на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

4. Провести диагностику исходного уровня эстетического отношения старших дошкольников к природе и формирующий эксперимент, направленный на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения.

5. Подготовить рекомендации по формированию эстетических чувств к природе у дошкольников в процессе наблюдения.

Методы исследования:  анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.

1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования активной и творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и уметь создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны эмоционально реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу. Причем сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, даже сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо именно в  дошкольном возрасте.

Эстетическое воспитание очень тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоничному развитию дошкольников. (23)

Поэтому перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

 

Воспитание всесторонне развитого человека - задача сложная и  актуальная. И эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка.(23)

Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы детей, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, влияет на физическое развитие. Как результат эстетического воспитания – формирование эстетических чувств. (33)

Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.(21)Задачи эстетического воспитания, исходя из его цели, можно представить двумя группами задач.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Она предусматривает : развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной комплексной реализации. Хотя это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педагогике довольно подрбно представлена вторая группа задач (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Л.С. Фурмина, Г.Н. Пантелеев, Е.А. Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы естественно определенные условия. И прежде всего - это среда, в которой ребенок живет и развивается. Среда оказывает такое воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя очень много деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется сам, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают довольно -таки положительные эмоции, желание их сохранять. Существующая теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить все, что неэстетичное.(19)

С первых лет жизни ребенка важно как дома, так и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, яркая посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы и хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе, в крайнем случае, другу, выражая тем самым ему свою любовь. Такая же реакция и на чашку, у которой нет ручки. Дети на нее реагируют и не хотят пить из нее.

Эстетика обстановки - это то, что должно присутствовать постоянно, а не от случая к случаю. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, в окружении которых он живет. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации присутствуют в голосе взрослых. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной. Не допускается матерность в речи взрослого. Старенькая бабушка может произносить слова неверно, по-своему, но ее  речь : полна пословиц, шуток, ласкова.  Именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой определенный стиль - все это противоречит законам красоты.(2)Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. И  эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть опрятным и разборчивым в одежде.

Вот и очевидно, что эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка именно на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных ее проявлениях. Необходимо привлекать их внимание к этой красоте: « Давай  поставим цветы на стол!», «Девочка всегда должна быть красивой, давай красиво уложим волосы!» Такие  реплики должны звучать постоянно. В результате это формирует эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт является и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты: «Как ты думаешь, какого цвета скатерть больше подойдет к нашему празднику? Белая или голубая? Какие цветы поставим на стол? Ромашки или тюльпаны?» И не важно, что ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не сочетаться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников