Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

 

Итак, по первому критерию 4 респондента показали высокий уровень знания об особенностях лесной жизни.

Примеры ответов: «В лесу много интересного. Там множество красивых растений, цветов, животных», «В лесу здорово, особенно летом! Животные, птицы, цветы!», «Грибы нельзя вырывать с корнем, потому что он никогда больше здесь не вырастет», «А этот грибок пригодится какому-нибудь зверьку – белочке может быть».

4 респондента продемонстрировали средний уровень знаний. «Лес чудесный, в нем много живых существ», «В лесу много того, что нужно человеку: грибы и  ягоды, растения». «Из ягод можно варить варенье и компот», «Грибы можно жарить и солить, мы всегда собираем грибы».

По второму критерию результаты оказались такими: 5 респондентов продемонстрировали высокий уровень, 3 - средний.

Дошкольники назвали диких животных: еж, лиса, волк, медведь, барсук, белка, заяц. К самым красивым отнесли: белку, лису, зайца. Полезных среди них назвали белку (собирает орехи) и ежа. Один мальчик назвал волка (волк - санитар леса).

На вопрос о том, променяли бы звери свое «место жительство» в лесу на жизнь у человека, все дети дружно ответили, что «нет». Обьяснение было таким, что дикие звери любят свободу и много места (весь лес у них – это дом), а в квартире им нет места. Кормить их тоже дома будет сложно, волку надо мясо, белке – орехи и т.д..

По третьему блоку вопросов, направленных на выявление творческого воображения у дошкольников (половина респондентов оказалась на высоком уровне, половина - на среднем).

Детям было предложено подумать над ситуацией: о чем бы они смогли поговорить с лесными обитателями, если бы те вдруг научились говорить.

Варианты ответов: «А я бы спросил, понимают ли звери и птицы язык человека?», «А я бы спросила, как им живется зимой в лесу?», «Я бы спросила, играют ли они, ходят ли друг к другу в гости?», «Я бы спросила, почему волк гоняется за зайчиком и хочет его сьесть?» и др.

В итоге, высокий уровень был выявлен у 4 респондентов, средний - также у 4 дошкольников.

Задание 3

Таблица 3. Результаты анкетирования детей по заданию №3

 

ФИ ребенка

Вопрос

№1

Вопрос

№2

Вопрос

№3

Вопрос

№4

Итого:

Валерия Н.

3

3

3

3

3

Юля П.

3

2

2

2

2

Настя А.

3

3

2

2

3

Максим П.

3

2

2

2

2

Руслан П.

3

3

2

3

3

Миша А.

3

3

3

2

3

Оля П.

2

3

2

2

2

Оля С.

2

2

2

2

2

Высокий уровень отношения к природе продемонстрировали 4 респондента. Дети знают об особенностях жизни диких и домашних животных, понимают, что животные - это тоже живые существа, которые нуждаются в заботе и ласке. Ребята знают, что о домашних животных должен заботиться человек( кормить, поить, убирать, купать), если животное заболеет, то человек должен позвать ветеринара, но о диких животных заботиться некому, поэтому к ним нужно относиться особо бережно. Почти у каждого ребенка дома есть кошка, собака и т.д., о которых они заботятся (сами или с помощью взрослого). Ребята знают, что их нужно купать, расчесывать, кормить, гулять с ним, т.е. относиться как к члену семьи.

Средний уровень отношения к природе тоже 4 респондента. Почти все дошкольники смогли правильно ответить на все вопросы. Ребята очень подробно и интересно смогли рассказать о том, что собака - это друг человека, о котором нужно постоянно заботиться. То, что собака, как и человек, может нуждаться в специальном лечении, в специальном корме, дети смогли вспомнить с помощью наводящих вопросов, чем кормят собак, чем питаются кошки, как нужно кормить рыбок. Интересно, что на вопрос, о том, почему ребенок любит то или иное животное, дети отвечали в основном, ориентируясь на внешний вид животного (пушистый, маленький, красивый, теплый), а о пользе вспоминали позже, когда задан был наводящий вопрос.

Итак, можно сделать вывод по данным, полученным в результате констатирующего эксперимента: все дети продемонстрировали высокий и средний уровни знаний о природе, смогли составить связное высказывание при описании внешнего вида животных и растений, продемонстрировали достаточный уровень творческого воображения.

В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень знаний дошкольников отвечает программным требованиям и может быть значительно повышен с помощью специально организованных занятий, на которых основным методом будет наблюдение.

3.2 Формирующий эксперимент

Цель: выявить роль наблюдения как метода формирования эстетических чувств старших дошкольников.

Возьмем в качестве  организационно-методической формы проведения наблюдений на время формирующего эксперимента: Циклическую организацию наблюдений.

Распределим  весь обьем знаний на «порции», что обеспечит постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

Пространственную организацию наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в позитивном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

Структура наблюдения. Наличие трех структурных компонентов обязательно - начало, основная часть, конец. Начало – собрать, организовать и сконцентрировать внимание детей. Основная часть - использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка и организация наблюдений.

Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно только при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

- содержание наблюдения и организация;

- время и место проведения наблюдения;

- количество детей, которые участвуют в нем одновременно;

- методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений.  Составлен перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. Может возникнуть вопрос «зачем нужен перспективный план?» Так вот в нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательность решения поставленных задач, что очень удобно.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но они взаимосвязаны между собой. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести конкретные знания об объекте природы.

Педагог может заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и по другим причинам.

 

1.Рассматривание рыбок в аквариуме

2. Наблюдение за дикими животными

 

3.Комплексная игра «Речные обитатели»

4.Наблюдение и рассматривание веток

5.Целевая прогулка. «Зима пришла»

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

4

Вспомнить названия всех обитателей аквариума.

Отметить  красоту, привлекательность, оформление аквариума.

Пазлы с фигурками диких животных(складывание картинок из частей).

Загадки о диких животных.

 

 

Просмотр видеофильма о диких животных

 

Описать внешний облик диких зверей.

Закрепление и уточнение знаний детей о речных жителях.

Загадки о речных жителях.

 

Изображение речных жителей в рисунках.

Систематизация знаний и представлений о  деревьях.

 

Закрепление знаний детей о том, что дерево - живой организм.

Рисование с натуры (ветка тополя)

Закрепление знаний о временах года.

 

 

Уточнение знаний о зиме(снег, мороз).

 

Наблюдение за комнатными растениями.

 

Наблюдение за погодой.

 

Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц.

 

Познавательное занятие для детей старшего возраста на тему: «Путешествие в живую природу»

Наблюдение за трудом дворника.

 

1

 

 

 

 

 

2

Уточнить и упорядочить знания детей о комнатных растениях.

Сформировать эстетический вкус.

Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Показать детям широту и красоту природы, как живой так и неживой.

Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

Перспективный план наблюдений за обьектами природы.

 

К перспективному плану составлены конспекты занятий (приложение 2) и наблюдений (приложение 3).

В них отражены следующие моменты:

1. Тема наблюдения.

2. Цель наблюдения.

3. Вопросы и описание.

4. Художественное слово или эксперимент.

5. Труд в природе.

При проведении занятий или наблюдений, педагог обязан придерживаться следующих правил:

1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.

2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.

3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.

Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные, доступные  и понятные задачи. Обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать, отыскивать самостоятельно в них красоту и эстетическую привлекательность.

 

3.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.

 

Для получения более точных результатов нами был проведен контрольный эксперимент, который включил повторное проведение методик констатирующего эксперимента.

Рассмотрим результаты данного эксперимента и проанализируем динамику изменения уровня знаний дошкольников о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой.

Итак, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие показатели.

Таблица 4

Результаты анкетирования детей.

 

 

 

Ф.И. ребенка

Вопрос

№1

Вопрос

№2

Вопрос

№3

Вопрос

№4

Вопрос

№5

Вопрос

№6

Итого

Валерия Н.

3

3

3

3

3

3

18

Юля П.

3

3

3

3

3

3

18

Настя А.

3

3

3

3

3

3

18

Максим П.

3

3

2

2

2

2

14

Руслан П.

3

3

2

2

3

3

16

Миша А.

3

3

3

3

3

3

18

Оля П.

3

3

2

2

2

2

14

Оля С.

3

3

3

3

3

3

18

Таким образом, 6 респондентов продемонстрировали высокий уровень знаний о животном мире. 2 респондента - на среднем уровне.

Задание 2

Полученные в ходе третьего эксперимента баллы, суммируем в таблице 6.

Таблица 5

Результаты сформированности творческого воображения дошкольников

Фамилия, имя ребенка

Знание специфики лесной жизни

Знание особенностей жизни животного (среда обитания, еда и т.д.)

Отношение детей

к природе (эмоциональность, воображение)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Валерия Н.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Юля П.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Настя А.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Максим П.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Руслан П.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Миша А.

3

 

 

3

 

 

3

 

 

Оля П.

3

 

 

 

2

 

3

 

 

Оля С.

 

2

 

3

 

 

 

2

 

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников