Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Ребенок учится думать, искать, пробовать и находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. (1)

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, развлечениях, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх ( игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). Воспитатель создает условия для непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота - ложь» (Э. Межелайтис).

«В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития» [11с.34].

Эстетическое восприятие всех жизненных явлений индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное, необычное. Ребенок всегда эмоционально откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.(2)

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому наша задача – окружить ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем! И это не трудно сделать при желании. Природа, произведения искусства, литература - все это может дать нам необходимое для эстетического воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!» [11с.35].

Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно долго стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. Поэтому необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие и понимание Красоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, это первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести «Смотри!» и научить видеть - одна из важных задач воспитателя.

Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают в первую очередь красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.(2)

Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и пронаблюдать, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как плывут облака, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, так как это очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденного  или услышанного при встрече с  Красотой, от творчества, наверняка очень благотворно влияют на здоровье.

«Задача воспитателя - создавать условия для возникновения чувства радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью» [14с.23].

«Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование» [3,с.9].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно условно классифицировать на наглядные и словесные.(43)

Сущность методов эстетического воспитания зависит от возрастных особенностей детей.(22)Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает их внимание на то, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача - посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Старшие дошкольники должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий, ухаживать за растениями и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей, методы усложняются.

Итак, существует много компонентов, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точной классификации как таковой нет, так как они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме разнообразных рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет естественно и словесный метод.

Привлекая детей к оборудованию аквариума, его красочному оформлению, педагог пользуется методом практических действий.

«Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий» [36с 57]. Если перечислять все эти методы, то вот что получится:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки и первоначальных проявлений вкуса;

-  метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Создавая условия для воспитания у дошкольника эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия, естественно, должны соответствовать определенным требованиям:

-  внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, очень нежелателен диссонанс общего фона с мебелью (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);

-   продуманно должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, потому как -  они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

-  все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступными детям и радовать их не только своим содержанием, но и конечно внешним видом;

- в детском саду и дома желательно, чтобы были красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это должно радовать, создавать уют, красоту;

- одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной и чистой а внешний вид должен быть привлекателен своей ухоженностью.

Умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут развить в детях эстетические чувства и способности, к тому же будут развивать у ребенка интеллект и творчество, активность.(39)

1.2 Обзор программ по воспитанию  у дошкольников эмоциональной отзывчивости на прекрасное и красивое  в природе.

В настоящее время существует несколько программ, которые способствуют воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости на прекрасное:

1. Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.

2. Программа «Семицветик» - авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

4. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» - авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.

5. Программа экологического образования детей «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой.

В каждой программе свои цели и задачи, свои подходы по эстетическому воспитанию детей. Попробуем совершить небольшой экскурс по этим программам.

Программа «Детство» [30ставит задачу развития эмоциональной отзывчивости и гуманности через усвоение детьми единства всего живого  на основе разнообразного образовательного содержания. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Необходимо так построить образовательный процесс, чтобы подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное и яркое - душой ребенка».

В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [30– определены свои приоритетные позиции:

-  окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа;

-  шире использовать возможности фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее;

-  большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;

-  ознакомление с декоративной народной росписью, которая пленяет душу гармонией и красками, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

У программы «Семицветик» свой девиз [2] - воспитание через культуру и Красоту. Главная цель этой программы - способствовать становлению человека, более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Основные задачи программы: раскрытие и развитие восприятия Красоты; формирование этических и нравственных основ; расширение сознания и кругозора; раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала; формирование культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.

В процессе решения поставленных задач самому воспитателю необходимо быть живым примером в познании  всего, что хотели бы воспитать и развить в детях. Необходимо при этом помнить , что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.

Для того, чтобы эффективно решать поставленные задачи, нужно окружить ребенка красивыми образами, обратить его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, учить слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков.(38)Смотреть красочные музыкальные фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и творчества с детьми. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию ребенка. Главными составляющими этой атмосферы будут: Красота, Доброта, Радость, Терпение и Терпимость, Свобода, Организация, Стремление понять ребенка и Уважение его личности, его прав.

Программа «Красота. Радость. Творчество» [30предназначена для эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного - как классического и др.). А так же разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.

Программа нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников