Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность метода наблюдения при формировании эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: процесс формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: эффективность метода наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования эстетических чувств старших дошкольников.
1.1 Понятие сущности формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Практические подходы к воспитанию эстетических чувств старших дошкольников
2.1Анализ современных программ по формированию эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий эксперимент эстетического воспитания.
2.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

кат.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

И так, существуют три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя , которые делают эстетику быта прекрасным средством эстетического воспитания ребенка.(23)

Очень важным средством эстетического воспитания является природа. Вот где можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их полном сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. (31)Средством она становится лишь тогда, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величественны зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит в мир волшебства и сказки. Очень важно заметить все это необычное вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.(21)

Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Слова Есенина проникают в душу и рождают эстетические чувства.

Или такие стихи:

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

Как красочно поэт показывает красоту природы простыми словами.

В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцание, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Природа - является начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного. Чувствовать красоту  человек начинает еще в колыбели, когда слышит певучий голос мамы.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума».

Важнейшая задача педагогов - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. (18)  Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Только воспитатель, любящий природу, владеющий необходимыми знаниями и основными методами работы сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [7 
 

Ребенок, который научился видеть прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.

Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает и мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский. 
Общение с природой воспитывает и развивает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка постепенно разовьется чувство прекрасного, он научится радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир.(31)

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремится жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного. [24

Очень важно научить обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.  Данной проблемой занимались такие педагоги как Саморукова А.Г., Николаева Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. и другие. Каждый из этих педагогов считает, что красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.(24)

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития не только логического мышления, но и речи.

Непосредственное общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. И если взрослым удастся научить ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир. [24

Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему существующему живому. Ребенок полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Особое внимание уделяется в детском саду формированию любви к родному городу, селу, краю, родине.

Достаточно важным средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе эстетического восприятия действительности. Особенно привлекателен для ребенка мир музыки. Еще в утробе матери ребенок начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно повлиять на формирование музыкальных способностей. Через мелодию колыбельных песен, звуки речи, ее тембр малыш начинает различать и дифференцировать окружающий его мир, чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реакция уже будет адекватной: загрустит, заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния еще пока не раскрыт до конца. Важным является то, что знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в ранние годы. Еще В.Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Каждый вид искусства по своему ценен для развития личности. Существует мнение, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно.(34)  А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Считают, что именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П. Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе взаимосвязанных искусств, соответствует природе маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская). Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.(34)

В детском саду очень важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. И немаловажную роль в достижении этого играют  средства музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему миру предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве. [20 с301].

 

Развитие и формирование у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. Поэтому большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [22с32].

В художественной деятельности, как правило, присутствуют два определяющих фактора: воспроизводящий (репродуктивный) фактор и конечно же творческий. Они взаимосвязаны между собой - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и в непосредственной взаимосвязи. При отборе средств и методов воспитатель опирается на специфику самого средства, на его педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается то или иное средство, и, конечно, учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом нужно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры, должна быть выбрана  золотая середина. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. (27)Для каждой группы задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

Основными методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности.

Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают и предлагают послушать.

При использовании этих методов важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения своих чувств. (17)Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств - служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на подражательность. Неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства и эмоции. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста и педагога вообще, - артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь существует общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у"детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны так же и творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про маму. Я начинаю, а ты продолжаешь. Моя мама лучше всех. Может стряпать и варить. Будет супом всех (кормить). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пышка - книжка и т.п.). Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое. Потому нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению как раз развивающий характер.(21)

Методы, по выражению А.С. Макаренко, это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. (32)Основные методы эстетического воспитания он объединил в следующие группы, направленные:

1) на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их (например, рассматривание иллюстраций разных художников к одному произведению, нескольких картин на одну тему с прослушиванием созвучного по настроению музыкального произведения, создание воображаемых ситуаций, «вхождение 'в образ»);

2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы (например, использование сенсорных дидактических игр на закрепление знаний по форме, цвету; рассматривание дымковской игрушки т. д.);

3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова.

К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова.

4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей.

Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных способностей. Их можно назвать проблемно-поисковыми эти методами. Они так называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ, спланировать все этапы действия и рассказать о них («Расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка» и т. п.).(21)

Информация о работе Формирование эстетических чувств старших дошкольников