Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
Введение....................................................................................................с.3
I. Теоретическая часть
1.Развитие элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста……………………………………………………с.8
2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников……..с.10
II. Практическая часть
1. Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр............................с.14
2. Результаты исследования, диагностика ………………………...с.21
3. Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений ………………..с.30
Заключение ……………………………………………………………..с.43
Литература................................................................................................с.45
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Шаньшина Дарья Игоревна,
воспитатель,
МБДОУ №11 «Машенька»
г.Сургут, 2012 год.
Содержание
Введение......................
1.Развитие элементарных
математических представлений
дошкольного возраста……………………………………………………с.
2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников……..с.10
Заключение ……………………………………………………………..с.43
Литература....................
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр [17]. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Актуальность исследования:
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время [2]. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения
поставленной цели следует
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-
2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать систему
занятий по формированию
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-диагностика,
-математическая обработка данных.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Объект – элементарные математические представления у дошкольников.
Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.
Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется
на развитие личности
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Сроки работы:
1 этап - подготовительный (июль - август);
2 этап - основной (сентябрь - май);
3 этап - аналитический (май).
Содержание каждого этапа:
На подготовительном
этапе разрабатывается
Основной этап предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.
На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в старшей группе (от 6 до 7 лет).
Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой.
2. По направленности: предметный (математическое развитие).
3. По приоритету метода: творческий (создание комплекса упражнений)
4. По контингенту участников: одной возрастной группы(6-7 лет).
5. По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
База исследования. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №11 «Машенька» г.Сургута.
Теоретические основы: Теория развития детской речи: К.Д.Ушинский, А.П.Усова, М.Ф Фомичева; Психолого-педагогические исследования особенностей речи Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.
Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении.
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических
рекомендаций и литературы
Структура работы- работа представлена на 47 страницах
компьютерного текста.
Список литературы состоит из 36 источников.
1.Развитие
элементарных математических
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др [26, c. 13].
Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - в работе- игре.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей[22].
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
В конце учебного года с помощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.