Дошкольная педагога – особая область педагогики о воспитании и обучении ребенка от рождения до его поступления в школу

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:07, творческая работа

Краткое описание

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.), выполняющего функции обучающего, и обучаемых (в дошкольной педагогике – дошкольников), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения. В ходе обучения также осуществляются воспитание и развитие дошкольников.

Файлы: 1 файл

Основы дошкольной педагогики.pptx

— 115.28 Кб (Скачать)

Основы  дошкольной педагогики

Дошкольная педагога – особая область педагогики о воспитании и обучении ребенка от рождения до его поступления в школу.


 

Понятийный  аппарат дошкольной педагогики

 

Основные педагогические понятия


 

Воспитание:

  1. В социальном аспекте заключается  в подготовке детей дошкольного возраста к жизни и обучению в школе.
  2. В педагогическом аспекте – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

 

Обучение  - это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.), выполняющего функции обучающего, и обучаемых (в дошкольной педагогике – дошкольников), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения. В ходе обучения также осуществляются воспитание и развитие дошкольников.


 

Знания, умения, навыки.


Основные педагогические понятия


 

Развитие  - происходящие в дошкольнике последовательные и характерные для данного возраста изменения в психике и биологической природе. Развитие – это процесс движения, который предусматривает плавный переход от одного качественного состояния к новому, более совершенному 


 

 

Педагогический процесс – процесс, целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях образовательного учреждения и направленный на взаимодействие воспитателя и воспитуемого


 

 

Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.


 

Возрастное, индивидуальное, личностное развитие


    • Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
    • Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.
    • Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.
    • Возрастное развитие – особенности и закономерности развития, присущие данному возрасту.
    • Индивидуальное развитие – индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
    • Личностное развитие – возникновение у дошкольника личностных качеств.

Система педагогических наук

 

Основные составляющие системы педагогических наук


 

Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования


 

Социальная педагогика –изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества


 

Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика),  зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.


 

Дошкольная  педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет)


 

Возрастная  педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых


Основные составляющие системы педагогических наук


 

Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.


 

Педагогика высшей школы 


 

Педагогика среднего специального образования


 

Педагогика профессионально-технического образования


 

История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.


 

Православная  педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления


 

Педагогика последипломного  образования


 

Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения.


Связь дошкольной педагогики с другими науками

 

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка: условия онтогенеза человеческой психики, развитие психических процессов, специфику различных видов детской деятельности, становление устойчивых черт поведения и индивидуальные психологические особенности детей.


 

Позволяет педагогике более точно и правильно  понять сущность психики, личности и  группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов


 

Философия (греч. phileo – люблю, sophia – мудорость; любовь к мудрости) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления


 

Способствует  созданию педагогических концепций  и ряда новейших теорий обучения и  воспитания


 

Социология (Societas – общество + греч. Logos – учение) – изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения и т.п.


 

Позволяет педагогике учитывать социальные особенности  жизни и деятельности людей и  принимать во внимание их влияние  на обучение, воспитание и педагогическую деятельность


Анатомия – наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функцией


 

Способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей


 

Физиология (греч. Physis – природа + Logos – учение) – наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др.


 

Генетика (греч. Genos – происхождение) – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами


 

Помогает  разобраться в сложных проблемах  взаимосвязи наследственности, среды и воспитания


 

Экономика образования – научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере:

  • обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

 

Определяет  стратегию развития всей системы  образования в целом и региональной образовательной политики в частности


 

Педагогическая  антропология – интегрированные знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса


Задачи  дошкольной педагогики

 

Задачи дошкольной педагогики - это организация процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.

Основные задачи дошкольной педагогики

Характеристика нравственных качеств, которые можно сформировать у детей в период дошкольного  детства в условиях ДО, семьи и  социума

Научное обоснование технологии и методики использования вариативных  программ в образовательной работе с дошкольниками различных возрастных групп 

Научное обоснование преемственности  в содержании образовательной деятельности ДОУ и начальных классов школы

Изучение и обобщение  практики и опыта педагогической деятельности для внедрения в  практику положительных результатов 

Определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных  возрастных групп для обеспечения  их разностороннего и полноценного развития как в ДОУ, так и в  семье 

Разработка новых концепций  и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Разработка содержания и  технологии личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени  развития

Методы  педагогики

 

Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия) – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы. 

    •                            
    •                               а

 

Методы  педагогики

 

Методы  воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых

 

Методы  обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка

 

Исследовательские методы – система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе

    • Методы воспитания – рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т.п.
    • Методы обучения – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т.п.
    • Исследовательские методы – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т.д.

Информация о работе Дошкольная педагога – особая область педагогики о воспитании и обучении ребенка от рождения до его поступления в школу