Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:07, творческая работа
Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.), выполняющего функции обучающего, и обучаемых (в дошкольной педагогике – дошкольников), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения. В ходе обучения также осуществляются воспитание и развитие дошкольников.
Основы дошкольной педагогики
Дошкольная педагога – особая область педагогики о воспитании и обучении ребенка от рождения до его поступления в школу. |
Понятийный аппарат дошкольной педагогики
Основные педагогические понятия |
Воспитание:
|
Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.), выполняющего функции обучающего, и обучаемых (в дошкольной педагогике – дошкольников), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения. В ходе обучения также осуществляются воспитание и развитие дошкольников. |
Знания, умения, навыки. |
Основные педагогические понятия |
Развитие - происходящие в дошкольнике последовательные и характерные для данного возраста изменения в психике и биологической природе. Развитие – это процесс движения, который предусматривает плавный переход от одного качественного состояния к новому, более совершенному |
Педагогический процесс – процесс, целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях образовательного учреждения и направленный на взаимодействие воспитателя и воспитуемого |
Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества. |
Возрастное, индивидуальное, личностное развитие |
Система педагогических наук
Основные составляющие системы педагогических наук |
Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования |
Социальная педагогика –изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества |
Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п. |
Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет) |
Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых |
Основные составляющие системы педагогических наук |
Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов. |
Педагогика высшей школы |
Педагогика среднего специального образования |
Педагогика профессионально- |
История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи. |
Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления |
Педагогика последипломного образования |
Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения. |
Связь дошкольной педагогики с другими науками
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка: условия онтогенеза человеческой психики, развитие психических процессов, специфику различных видов детской деятельности, становление устойчивых черт поведения и индивидуальные психологические особенности детей. |
Позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов |
Философия (греч. phileo – люблю, sophia – мудорость; любовь к мудрости) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления |
Способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания |
Социология (Societas – общество + греч. Logos – учение) – изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения и т.п. |
Позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность |
Анатомия – наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функцией |
Способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей |
Физиология (греч. Physis – природа + Logos – учение) – наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др. |
Генетика (греч. Genos – происхождение) – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами |
Помогает
разобраться в сложных |
Экономика образования – научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере:
|
Определяет
стратегию развития всей системы
образования в целом и |
Педагогическая антропология – интегрированные знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса |
Задачи дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики - это организация процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.
Основные задачи дошкольной педагогики
Характеристика нравственных качеств, которые можно сформировать у детей в период дошкольного детства в условиях ДО, семьи и социума
Научное обоснование технологии
и методики использования вариативных
программ в образовательной работе
с дошкольниками различных
Научное обоснование преемственности в содержании образовательной деятельности ДОУ и начальных классов школы
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности для внедрения в практику положительных результатов
Определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп для обеспечения их разностороннего и полноценного развития как в ДОУ, так и в семье
Разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Разработка содержания и
технологии личностно-ориентированного
подхода в образовании и
Методы педагогики
Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия) – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.
Методы педагогики
Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка
Исследовательские методы – система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе