Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 11:25, контрольная работа
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса.
Вопрос 1. Составьте конспект научно-педагогической работы
Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». 3
Вопрос 2. Напишите реферативную работу на тему: «Теория и
практика свободного воспитания: вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический анализ)». 5
Вопрос 3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. 15
Литература 17
План
Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». |
3 |
практика свободного воспитания: вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический анализ)». |
5 |
Вопрос
3. Прокомментируйте высказывания выдающегося
педагога,
приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. |
15 |
Литература | 17 |
Конспект научно-педагогической работы Ж.-Ж.Руссо
«Эмиль,
или О воспитании».
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
1 – от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.
2 период – детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет.
В
своем произведении «Эмиль или о
Воспитании» Жан-Жак Руссо
В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:
Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.
Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.
Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.
Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.
Вопрос 2: Реферативная работа на тему:
«Теория и практика свободного воспитания:
вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический
анализ)».
План работы:
1. Введение.
2. Теория и практика свободного воспитания: вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический анализ):
3.Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса.
Свободное
воспитание — это вариант демократического
стиля воспитания, направленное на формирование
интересов у воспитуемых и создание условий
для свободного выбора способов их удовлетворения,
а также ценностей жизни. Ведущей целью
такого воспитания является научение
и приучение воспитанника быть свободным
и нести ответственность за свою жизнь,
за выбор духовных ценностей. Сторонники
данного направления опираются на идею,
что человеческую сущность индивида составляет
совершаемый им выбор, а свободный
выбор неотделим от развития критического
мышления и от оценивания роли социально-экономических
структур как факторов жизнедеятельности,
от ответственной активности в определении
способов управления собой, своими эмоциями,
поведением, характером человеческих
отношений в обществе. Поэтому воспитатель
призван помочь воспитуемому понять себя,
осознать свои потребности и потребности
окружающих людей и уметь их согласовывать
в конкретных жизненных обстоятельствах.
Воспитание при этом следует и помогает
природе ребенка или взрослеющего молодого
человека, устраняя вредные влияния и
обеспечивая естественное развитие. Задача
такого воспитания — привести в гармонию
действие этих сил.
Теория и практика свободного воспитания в прошлом.
Свободное воспитание - это концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 - начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания - не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.
Идеи свободного воспитания неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов свободного воспитания была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни.
Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.
В конце 19 - начале 20 вв. идеи свободного воспитания нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма - П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по свободному воспитанию, которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от немецких педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект свободного воспитания, придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам свободного воспитания принадлежала М. Монтессори (Италия).
Под влиянием идей свободного воспитания в буржуазной педагогике конца 19 - начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.
В России идеи свободного воспитания развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов свободного воспитания. В период Революции 1905-1907 гг. в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель.
Сторонники свободного воспитания считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы:
Идеи свободного воспитания в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам свободного воспитания представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям - свободу педагогического творчества и др. Отрицая идеи как авторитарного, так и свободного воспитания, марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности.
Идея
свободного воспитания занимает особое
место в истории педагогической
мысли. На протяжении веков теоретики
и практики воспитания искали возможности
воплощения не авторитарного, ненасильственного
воздействия на подрастающее поколение.
История знает немало примеров, когда
идея свободного воспитания была положена
в основу жизнедеятельности детских учреждений.
Среди них Яснополянская школа Л.Н. Толстого,
«Дом свободного ребёнка» К.Н. Вентцеля,
колония «Бодрая жизнь» СТ. Шацкого в России;
«Сиротский дом Прево» П. Робена во Франции;
«Сам-мерхилл» А. Нейлла в Великобритании
и другие. Почти всегда такой опыт давал
положительный эффект: повышалась активность
и самодеятельность воспитанников, пробуждался
интерес к учёбе и желание трудиться. Идеи
свободного воспитания находили отражение
на страницах журнала «Свободное воспитание»
(1907-18).
Идея
свободного воспитания
в альтернативной педагогике.
Идея свободного воспитания в сравнительной педагогике выступает как сложное социальное, культурное и личностное явление, развитие которого определяется объективными и субъективными факторами.
Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с социокультурным развитием государства. Господствующее положение в общественной и педагогической жизни России и Западной Европы эта идея занимала в периоды разрешения противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным в направлении приоритета самоценности человека и свободы личности и выступала как идеал, как альтернатива традиционному пониманию воспитания человека. Объективными факторами, определяющими развитие идеи, стали особенности ситуации политического развития в Западной Европе и России, их культуры, педагогической науки и практики. Субъективными факторами выступали мировоззрения педагогов. Общим для представителей альтернативного воспитания является представление о внутренней гармонии детской природы, вера в изначальное присутствие добрых сил в каждом ребенке, преклонение перед тайнами его души. В естественной природе ребенка видится огромный потенциал и неисчерпаемые возможности, которые могут развиться и реализоваться при благоприятных условиях.