Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 11:25, контрольная работа
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса.
Вопрос 1. Составьте конспект научно-педагогической работы
Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». 3
Вопрос 2. Напишите реферативную работу на тему: «Теория и
практика свободного воспитания: вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический анализ)». 5
Вопрос 3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. 15
Литература 17
Именно свобода дает главный
толчок саморазвитию
Итак, свобода, с одной стороны, выступает как условие развития самобытной творческой индивидуальности, а с другой - как природное состояние, естественный атрибут человеческой сущности, отражающей ее творчески-деятельностный характер.
Свобода - лейтмотив педагогической деятельности А. Нейлла, который настаивает на невмешательстве педагога в процесс развития личности, поскольку верит в особую нравственность, заложенную в ней от природы. "Нужно дать ребенку свободу, и тогда вместо некомпетентных адвокатов, серых учителей и неграмотных врачей мы сможем получить хороших механиков, великолепных каменщиков и первосортных полицейских".
Адаптацией детей в ситуации
свободы служили в школе
Свобода как самопроизвольная
деятельность ребенка. Такая
С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы. "Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей" (Концепция и Актуальная практика, 1992).
Принцип свободы у М.
У Р. Штейнера свобода - это
самоопределение ребенка на
Результатом развития идеи свободного воспитания в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей целью развитие творческого потенциала личности.
Особое место среди
Свобода как действие и
Содержание и развитие
Итак, идея свободного воспитания
личности, являющаяся содержательным
стержнем современных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время, когда современная наука
находится в поисках новой парадигмы образования,
идея свободного воспитания получила
новый всплеск интереса и внимания к себе.
Глобальные проблемы, охватившие человечество,
требуют изменения установок, развивающих
новое понимание природы, гармоничное
и заботливое, а не хищническое и опустошительное.
Перспективы выживания планеты и человеческой
цивилизации становятся педагогической
областью, ученые связывают их с изменением
способа жизни человека, стиля его общения
с другими людьми, характера труда, т.е.,
с изменением типа личности. Ученые ведут
речь об определённом цивилизационном
сдвиге, затрагивающем основы бытия, поэтому
встаёт вопрос об изменении его важных
составляющих: воспитания и образования.
Поиск альтернатив в образовании, который
ведётся в настоящее время, отражает противоречие
между эволюционирующей социальной реальностью
и унаследованной системой образования,
находящейся в тисках прошлого. Возникает
другая педагогическая установка: от человека
«образованного» к человеку «культурному».
Поэтому главной задачей образования
на рубеже веков должно стать не насаждение
определенного набора ценностей, а формирование
у подрастающего поколения собственной
нравственной восприимчивости, разборчивости,
способности к формированию собственных
взглядов, на основе которых оно смогло
бы выработать свою систему убеждений,
взглядов, верований и направляющих устоев.
Глобальная перестройка основ образования,
изменение ценностных ориентиров требуют
от педагогической науки нетрадиционных
подходов к решению образовательных задач,
отличающихся не только характером разрешения
проблем, но и характером их постановки.
Идея свободного воспитания, с её главным
приоритетом - ребёнком, на наш взгляд,
наиболее созвучна тем серьёзным требованиям,
которые предъявляет человеку современность.
На этом фоне актуализируется обращение
к моделям образования и воспитания, приоритет
в которых отдаётся самоопределению ребёнка,
а в основу положены любовь к нему, уважение
его интересов, потребностей, желаний.
К таким моделям можно отнести педагогику
Р. Штейнера, М. Монтессори, Д. Дьюи и других.
Если говорить о российском опыте, то следует
назвать имена В.В. Измайлова, Л.Н. Толстого,
К.Н. Вентцеля и других.
Вопрос 3: Комментарии высказываний выдающихся педагогов.
Идеи великого мыслителя Руссо о своеобразном мире детей, бережном отношении к личности, развитии творческих сил, о методах воспитания, соответствующих природе, сыграли исключительную роль в искоренении педантизма и недоверия к ребенку и в становлении новой педагогики.
Человечество в лице своих передовых мыслителей-пророков уже давно поняло, что мир, в котором мы живем — это единое целое. Эту главную истину человек и должен прежде всего усвоить в процессе своего образования. Получить образование значит осознать себя и в качестве "инструмента", который должен "измерить" собой весь мир, и как одну из его "деталей", без которой весь "механизм" не может состояться и нормально функционировать.
Поэтому и образовываться человек должен как бы в двух планах: и как наблюдатель, и как объект познания (познай самого себя!); и как отделившийся от мира "кусочек", получивший относительную свободу и смотрящий на этот мир со стороны, а также как элемент, входящий в мир в качестве составной его части, без которой весь этот мир не может приобрести целостности (завершенности).
С одной стороны, человек должен уметь ориентироваться в самых общих жизненных вопросах (как бы видеть мир в целом); с другой стороны, он обязательно должен сам зарабатывать свой "хлеб насущный". Последнее возможно только при условии, что "обучаемый жизни" будет знать какое-то конкретное дело, то есть некоторый участок (фрагмент) мира он должен узнать досконально, во всех деталях и подробностях.
Иначе говоря, человек, претендующий на статус образованного, должен не только быть хорошим специалистом, но и обладать чертами философа.
Научить
и общему, и конкретному — это
как раз и достигается путем
воспитания и обучения. Воспитать
человека, значит заложить в него понимание
целостности всего мира, его собственной
включенности в этот единый мир, и сознания
ответственности за него. Уже с раннего
детства человек, живя в том или ином коллективе,
должен сознавать свою причастность к
единому миру и согласовывать свои интересы
(действия) с интересами (действиями) других.
Развитие
- будет ли оно следствием воспитания,
или преподавания, - если оно не подкреплено
положительным знанием, переходит в фразу,
в мыльный пузырь, который гроша не стоит:
оно образует людей поверхностных и заносчиво-самоуверенных,
людей шатких, не имеющих ни одного, собственной
работой добытого мнения, фразеров, мечтателей,
дурных исполнителей. В этом ли должна
заключаться цель разумной педагогии?
Еще ли у нас мало людей, которые весь век
задают себе великие задачи, говорят громкие
вещи и не умеют приложить их в жизни к
самому легкому делу.
ЛИТЕРАТУРА