Методы обучения и их классификация в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:09, доклад

Краткое описание

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Оглавление

Методы обучения и их классификация
Приемы и средства обучения
Формы обучения

Файлы: 1 файл

Методы обучения и их классификация.docx

— 20.11 Кб (Скачать)

Методы  обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".  
     В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой; 
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
    • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; 
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частичнопоисковый;
    • исследовательский; 
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический. 

Близко к этой классификации  примыкает классификация методов  обучения, составленная по критерию степени  самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

 

В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частичнопоисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.(

В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. 
     Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. 

Репродуктивный  метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.  
     Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.   
     Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. 

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. 

Приемы  и средства обучения

В процессе обучения метод  выступает как упорядоченный  способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого  метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).      Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса.

Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора  кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).                                                Формы обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.  В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

  • простые;
  • составные;
  • комплексные. 

 Простые  формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:

  • беседа;
  • экскурсия;
  • викторина;
  • зачет;
  • экзамен;
  • лекция;
  • консультация;
  • диспут;
  • культпоход;
  • "бой эрудитов";
  • шахматный турнир;
  • концерт и т.п. 

 Составные  формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

  • урок;
  • конкурс профмастерства;
  • праздничный вечер;
  • трудовой десант;
  • конференция;
  • КВН.

Например, урок может содержать  в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.   
     Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

  • дни открытых дверей;
  • дни, посвященные выбранной профессии;
  • дни защиты детей;
  • недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. 

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

  • формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
  • формами организации обучения являются:
    • урок,
    • лекция,
    • семинар,
    • зачет,
    • консультация,
    • практика и пр.; 
  • формы учебной деятельности учащегося (виды);
  • формы организации текущей учебной работы класса, группы. 

Конечно же, каждая из этих групп  является, по сути, самостоятельным  и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них  отдельных названий и не определила их точный состав.


Информация о работе Методы обучения и их классификация в педагогике