Понятие метода обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… з
Понятие метода обучения…………………………………………..… 4
Классификация методов обучения…………………………...………. 6
Проблемно-поисковые методы обучения……………………...…….. 8
Содержание основных методов обучения……………………….…. 11

Заключение………………………………………………………………..… 17
Список литературы…………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

pedagogika.docx

— 37.36 Кб (Скачать)

 

    Министерство образования науки

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

 

                                                Вариант № 12

 

 

Выполнил: Нелаева Юлия Сергеевна

студент  2 курса заочного отделения 

Направление: экономика предприятий  и организаций

Профиль: оценка объектов недвижимости

 

Группа: Эн-11  № зачетной книжки: 111/02-12

Подпись:

 

 

 

Преподаватель: Кабакова Анна Николаевна

        

 

Оценка: __________ Дата:  

Подпись: 

 

 

 

 

Вологда

2013 г

Содержание

                                                                         

Введение………………………………………………………………………  з

  1. Понятие метода обучения…………………………………………..…  4
  2. Классификация методов обучения…………………………...……….  6
  3. Проблемно-поисковые методы обучения……………………...……..  8
  4. Содержание основных методов обучения……………………….….  11                                        

 

Заключение………………………………………………………………..…  17

Список литературы………………………………………………………….  18

 

Введение

 

 

Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод  обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т.А. Ильина понимает под  методом обучения "способ организации  познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень  самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием  выбора метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие метода  обучения

 

В литературе существуют различные  подходы к определению этого  понятия:

1) это способ деятельности  учителя и учащихся;

2) совокупность приемов  работы;

3) путь, по которому учитель  ведет учащихся от незнания  к знанию;

4) система действий учителя  и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.

Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств - практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой — сама обуславливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире — как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Философы отмечают, что  в общественной и материальной действительности нет никаких методов, и имеются  лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда — в сознательной деятельности человека. Метод — это правила действия... Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин).

В начале 30-х гг. 20 века о  методе обучения, наоборот, судили по внешним  признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ”, “беседа”. При таком  понимании методы не определяют поведение  педагога, не помогают ему ориентироваться  в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная  в методе как педагогическом термине  — это указание к педагогически  целесообразному действию, предписание  как действовать.

В настоящее время в  методах выделяют две стороны: внешнюю  и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя сторона отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Метод обучения — это  система регулятивных принципов  и правил организации педагогически  целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного  круга задач обучения, развития и  воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что  метод содержит в себе и правила  как действовать, и сами способы  действия.

2. Классификация  методов обучения

 

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную  характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1) По источникам передачи  и характеру восприятия информации  — система традиционных методов  (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).

2) По характеру взаимной  деятельности учителя и учащихся - система методов обучения Лернера И.Я. — Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

3) По основным компонентам  деятельности учителя — система  методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и  осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя );

б) методы стимулирования и  мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга  и ответственности в учении —  разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и  безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4) По сочетанию внешнего  и внутреннего в деятельности  учителя и учащегося — система  методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов  отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все  более четко обозначается целостный  подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов  придерживаться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе. Из современных классификаций методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И. Махмутовым. По нашему мнению эта система методов представляет модифицированную на более высоком уровне систему методов Лернера-Скаткина. С системой же методов обучения Ю.К. Бабанского ввиду популярности его работ читатель может ознакомиться и без нашего участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемно-поисковые  методы обучения

 

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного  обучения. При использовании проблемно-поисковых  методов обучения преподаватель  использует такие приемы: создает  проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное  задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид методов включает в себя такие его частные случаи, как метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения.

Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных методов с постепенным нарастанием поискового элемента в учении.

Изложение учебного материала  методом проблемного рассказа и  проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения  размышляет, доказывает, обобщает, анализирует  факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного  обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при  проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях  активизации запоминания, а для  постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда  обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить  определенные виды действий, которые  подводят его к усвоению новых  знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при  подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Ценным видов особенно для дистанционного обучения являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые, например, самостоятельно выясняют законы плавления  тел или любые другие законы. Такие  лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые методы в дистанционном обучении применяются  преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации. Доля дистанционного обучения намного лучше, если проблемно-поисковые методы будут сочетаться с репродуктивными для большей эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Содержание основных  методов обучения

 

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и  др. В процессе их разъяснения преподаватель  посредством слова излагает, объясняет  учебный материал, а обучаемые  посредством слушания, запоминания  и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Информация о работе Понятие метода обучения