Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:59, контрольная работа
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. К сожалению, в настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Но, как известно, успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3
Классификация методов обучения……………………………………………………..……..4
Классификация методов обучения по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский)………………………………………………....4
Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся………………………………………………………………………..8
Другие виды классификаций…………………………………………………………..…..…10
Заключение……………………………………………………………………………....…….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)
Кафедра педагогики
Контрольная работа
по дисциплине: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Тема: Методы обучения и их классификации
Выполнила: Поверина Яна Эдуардовна,
Студентка факультета ИЯ
заочной формы обучения
проверил:
Алексеева Е.Ю., к.пед.н., доц.
Тула – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Классификация методов обучения……………………………………
Другие виды классификаций……………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. К сожалению, в настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Но, как известно, успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Существуют и другие определения методов обучения.
Методы обучения есть
способы работы учителя и учащихся, с помощью которых
достигается усвоение последними знаний,
умений и навыков, а также формирование
их мировоззрения и развитие познавательных
сил (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
Методы обучения —
это способы взаимосвязанной
деятельности педагогов и учеников по осуществлению
задач образования, воспитания и развития
(Ю. К. Бабанский).
Методы обучения —
это способы обучающей работы
учителя и организации учебно-
Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения
(Г.М. Коджаспирова).
Методы являются одним
из механизмов, способов осуществления
педагогически целесообразного
взаимодействия преподавателя и
учащихся. Сущность методов обучения
рассматривается как целостная система способов, в комплексе
обеспечивающих педагогически целесообразную
организацию учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Таким образом, понятие метода обучения отражает способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.
Это одна из ранних классификаций
методов обучения. Согласно этой классификации
методы обучения делятся на пассивные
и активные в зависимости от степени
включенности учащегося в учебную деятельности. К
пассивным относятся методы, при которых
учащиеся только слушают и смотрят (рассказ,
лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация,
наблюдение), к активным — методы, организующие
самостоятельную работу учащихся (лабораторный
метод, практический метод, работа с книгой).
Словесные методы обучения
Словесные методы занимают
ведущее место в системе
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:
- содержать только достоверные факты;
- включать
достаточное количество ярких
и убедительных примеров, фактов,
доказывающих правильность
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
В чистом виде рассказ применяется
сравнительно редко. Чаще он используется
в сочетании с другими методами обучения
— иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить
ясного и четкого понимания тех или иных
положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение — истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа — диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки тщательно
продуманной системы вопросов подводит
учеников к пониманию нового материала
или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам
дидактической работы. Ее мастерски использовал
Сократ, от имени которого и произошло
понятие «сократическая беседа». В средние
века особенно распространенной была
так называемая катехизическая беседа,
суть которой сводилась к воспроизведению
вопросов и ответов по учебнику или формулировкам
учителя. В настоящее время подобного
рода беседы в школе не практикуются.
В зависимости от конкретных задач, содержания
учебного материала, уровня творческой
познавательной деятельности учащихся,
места беседы в дидактическом процессе
выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные,
организующие беседы; беседы-сообщения
или выявление и формирование новых знаний
(сократические, эвристические); синтезирующие,
систематизирующие или закрепляющие беседы.
В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учебно-
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является
хорошим диагностическим
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит
элемент риска (школьник может
дать неправильный ответ,
- необходим запас знаний.
Лекция — это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.
Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала.
Актуальность использования
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Демонстрация как метод обучения предполагает показ
опытов, технических установок, телепередач,
видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов,
компьютерных программ и пр. Метод демонстраций
служит преимущественно для раскрытия
динамики изучаемых явлений, но используется
и для ознакомления с внешним видом предмета,
его внутренним устройством. Наиболее
эффективен этот метод тогда, когда учащиеся
сами изучают предметы, процессы и явления,
выполняют нужные измерения, устанавливают
зависимости, благодаря чему осуществляется
активный познавательный процесс, расширяется
кругозор, создается чувственно-эмпирическая
основа познания.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных
пособий, плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске, плоских моделей и
пр.
Особую группу составляют активные методы обучения, главное назначение которых — формирование практических умений и навыков.
К этой группе методов относятся
упражнения, практические и лабораторные
методы.
Упражнение — многократное (повторное) выполнение
учебных действий (умственных или практических)
с целью овладения ими или повышения их
качества.
Чтобы упражнения были эффективными, они
должны отвечать ряду требований. К ним
относятся сознательный подход учащихся
к выполнению упражнений; знание правил
выполнения действий; соблюдение дидактической
последовательности в выполнении упражнений;
учет достигнутых результатов; распределение
повторений во времени.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.
Практические методы — это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т. д.
Распространенной
Эта классификация соответствует
определению метода на теоретическом
уровне, которое было дано выше. Количество
методов здесь строго ограничено,
что характеризует
Суть объяснительно-