Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:59, контрольная работа
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. К сожалению, в настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Но, как известно, успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3
Классификация методов обучения……………………………………………………..……..4
Классификация методов обучения по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский)………………………………………………....4
Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся………………………………………………………………………..8
Другие виды классификаций…………………………………………………………..…..…10
Заключение……………………………………………………………………………....…….12
Суть проблемного метода изложения заключается в том,
что учитель ставит перед учащимися проблему
и сам показывает путь ее решения, вскрывая
возникающие противоречия. Назначение
этого метода состоит в том, чтобы показать
образцы научного познания, научного решения
проблем. Учащиеся при этом следят за логикой
решения проблемы, получая эталон научного
мышления и познания, образец культуры
развертывания познавательных действий.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый, или эвристический, метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.
Существуют и другие
подходы к классификации
Другие виды классификаций
Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.).
В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.).
Методами этой классификации являются:
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов).
Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский).
Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации
и осуществления учебно-
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация,
демонстрация и др.), практические (упражнения,
лабораторные опыты, трудовые действия
и д.р.),
репродуктивные и проблемно-поисковые
(от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы
и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования
и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса
к учению (используется весь арсенал методов
организации и осуществления учебной
деятельности с целью психологической
настройки, побуждения к учению), методы
стимулирования и мотивации долга и ответственности
в
учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы:
– беседы.
Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
Заключение
По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).
Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.
Список используемой литературы