Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:48, доклад
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Классификация методов обучения
В мировой и отечественной
практике предпринято много
Предложено много
1. Классификация методов. Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
2. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Источники передачи информации и приобретения знаний
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной
а) объяснительно-
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение
г) частично-поисковый (
д) исследовательский.
5. Классификация методов,
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности
а) методы организации и
словесные
(рассказ, лекция, семинар, беседа),
наглядные (иллюстрация,
репродуктивные
и проблемно-поисковые (от
методы
самостоятельной работы и
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в
учении;
в) методы
контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно- познавательной
деятельности: методы устного контроля
и самоконтроля, методы письменного
контроля и самоконтроля, методы
лабораторно-практического
10. Общая классификация
а) методы
усвоения знаний, основанные главным
образом на познавательной
б) методы
самостоятельного овладения
- классический проблемный метод - в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод
случайностей (Англия и США) основан
на рассмотрении небольшой
- ситуативный
метод основан на введении
учащихся в сложную ситуацию,
задача понять и принять
- банк идей
— это метод мозгового штурма;
основан на групповом
- микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;
- дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.
в) практические методы (методы реализации творческих задач) - они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.