Классификация методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:48, доклад

Краткое описание

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Файлы: 1 файл

Классификация методов обучения.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Классификация методов обучения

 

      В мировой и отечественной  практике предпринято много усилий  по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная,  “многомерное образование”, обладает  множеством признаков, то они  и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

      Предложено много классификаций,  в основу которых положен один  или несколько признаков. Каждый  из авторов приводит аргументы  для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.

      1. Классификация методов.  Выделяются следующие признаки и методы:

      а) пассивное восприятие —  слушают и смотрят (рассказ,  лекция, объяснения; демонстрационный);

      б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

      2. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

      а) приобретение знаний;

      б) формирование умений и навыков;

      в) применение приобретенных знаний;

      г) творческая деятельность;

      д) закрепления;

      е) проверки знаний, умений и  навыков.

      3. Источники передачи информации и приобретения знаний

      а) словесные — живое слово  учителя, работа с книгой;

      б) практические — изучение  окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

      4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной

      а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

      б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

      в) проблемное изложение знаний;

      г) частично-поисковый (эвристический);

      д) исследовательский.

      5. Классификация методов, сочетающая  методы преподавания и соответствующие  им методы учения

      а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

      б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

      6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности

      а) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности:

      словесные  (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация  и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),

      репродуктивные  и проблемно-поисковые (от частного  к общему, от общего к частному),

      методы  самостоятельной работы и работы  под руководством преподавателя;

      б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

      методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в

      учении;

      в) методы  контроля и самоконтроля за  эффективностью учебно- познавательной  деятельности: методы устного контроля  и самоконтроля, методы письменного  контроля и самоконтроля, методы  лабораторно-практического контроля  и самоконтроля.

      10. Общая классификация

      а) методы  усвоения знаний, основанные главным  образом на познавательной активности  репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

      б) методы  самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:

      - классический проблемный метод  - в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;

      - метод  случайностей (Англия и США) основан  на рассмотрении небольшой группой  учащихся описания какого-либо  случая: формулировка учащимися  вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;

      - ситуативный  метод основан на введении  учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное  решение, предвидеть последствия  этого решения, найти другие возможные решения;

      - банк идей  — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании  идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных  идей;

      - микро-преподавание  — метод  творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;

      - дидактические  игры — использование игровых  моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.

      в) практические методы (методы реализации творческих задач)  - они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

     


Информация о работе Классификация методов обучения