Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 19:29, статья
Период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья, его физического и психического статуса, на котором закладываются основы здорового образа жизни, что представляет собой не столько состояние человека, сколько совокупность согласованно развивающихся процессов.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Статья « Валеологическое воспитание ребенка дошкольника.»
Период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья, его физического и психического статуса, на котором закладываются основы здорового образа жизни, что представляет собой не столько состояние человека, сколько совокупность согласованно развивающихся процессов.
Важным
условием, обеспечивающим развитие маленького
человека, является многообразие видов
деятельности педагога. В связи с этим
существует необходимость в стратегическом
осмыслении педагогических условий, обеспечивающих
здоровьесберегающий образовательный
процесс ГДОУ, включающий содержание,
методы развития, а также способы отслеживания
состояния здоровья и создания условий
для его сохранения, укрепления и коррекции.
Мониторинг состояния здоровья дошкольников
т.е. система динамического наблюдения
за состоянием здоровья на основе комплексных
медицинских, психологических и физиологических
обследований различных контингентов
детей, изучение санитарно-гигиенических
условий обучения детей, рациональность
составления расписания дня, учебной недели,
организации образовательной деятельности,
выводит на необходимость модернизации
содержательных и организационных аспектов
образования через валеологическое сопровождение.
Термин “валеология” впервые ввел в обиход известный ученый Брехман. По существу, валеология является наукой не менее древней, чем медицина. Примером этому служит Древняя Спарта, которая воспитывала замечательных полководцев, воинов, граждан. Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни. Цель валеологии – вооружение человека научно-теоретическими знаниями о формировании,
сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями об оздоровлении организма.
Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.
В педагогической валеологии определены два направления:
1. Педагогические аспекты валеологического образования и сопровождения.
2. Валеологические основы общего образования.
Под валеологическим сопровождением педагогического процесса в целом признается систематическое взаимодействие субъектов образовательного процесса по развитию потенциала здоровья и его сохранения. Особым условием, обеспечивающим успешность валеологического взаимодействия, является мотивационная заинтересованность в здоровье детей, позволяющая осмыслить противоречие между социальными потребностями дошкольника в здоровом образе жизни и неготовностью педагогов дошкольного образования к развитию валеологической культуры.
Процесс формирования у детей установки на здоровье и культуру здорового поведения предполагает наличие целенаправленной и управляемой обществом системы образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко,Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Г.А. Кураев, Л.В. Нестерова и др.). А.Г. Сухарев обращает внимание на то, что определяющую роль в обучении ЗОЖ играет образовательная среда. Механизм формирования и укрепления здоровья детей обязан включать социально-экономические и психофизиологические мероприятия. В основу повышения уровня здоровья подрастающего поколения должно быть положено формирование у человека культуры здоровья, базирующейся на валеологическом образовании .
Валеологическое образование должно начинаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. Начатое в раннем детстве формирование приоритетного отношения к своему здоровью должно «сопровождать»человека до наступления его физиологической и социальной зрелости.
В таком случае следует говорить о необходимости непрерывного валеологического образования, основы которого уже имеют свое методологическое обоснование.
Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования у человека целенаправленных установок на здоровье и здоровый образ жизни как условие его самореализации.
Валеологическое просвещение призвано вооружить человека знаниеми умением формировать здоровье и здоровый образ жизни, а также пониманием роли и места здоровья как приоритетной жизненной ценности
Для этого неоюходимо решить следующие задачи:
1.
Обеспечить безопасную и
2.
Объединить весь
3.
Привести все элементы
4.
Осуществлять валеологическое сопровождение
воспитательно-
5. Осуществлять валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни.
6.
Формировать у детей и
Такая постановка вопроса развития педагогической валеологии позволяет многим педагогам рассматривать валеологию как область медицины, хотя по своим биологическим, диагностическим и другим функциям она достаточно различна.
Педагогическая валеология с точки зрения методологии основана на постоянном и поэтапном процессе отслеживания состояния организма обучающегося.
Медицина преследует цель излечения организма от болезней, а педагогическая валеология преследует цель жизнеобеспечения и гармонизации всех процессов жизнедеятельности человека. Педагогическая валеология использует множество методов, которые по своей сущности отличаются большим разнообразием и основаны на педагогических технологиях.
Следует отметить, что для реализации методов педагогической валеологии необходима соответствующая материально- техническая база.
Однако, эффективность валеологического обслуживания зависит не только от технической оснащенности образовательных учреждений, здесь важную роль имеет воспитательное воздействие педагога в данной области. Поэтому дальнейший прогресс в эффективности валеологического обслуживания обучающихся может быть связан не только с более высоким техническим оснащением, но и со значительным расширением воспитательных функций и диагностического диапазона валеологических обследований.
Однако, в большинстве образовательных учреждений таких возможностей в скором времени не предвидится, поэтому традиционно используется валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
Следует отметить, что валеология должна носить не столько образовательную, сколько воспитательную направленность. Выработка активного взгляда на собственное здоровье как величайшую ценность, развитие сознательного отношения к его сохранению – вот коренная задача. Воспитательная работа в валеологическом образовании строится с учетом ценностных ориентаций в различных сферах.
1. Человек и окружающая среда, где предметом ознакомления, обсуждения и осмысления являются глобальные проблемы человечества. При этом проблема сохранения и развития здоровья человека не выделяется как значимая из значимых, но всегда находит отражение в рассмотрении практически всех проблем через принцип факторности. Например, качество
окружающей среды как фактор здоровья.
2. Сферы разумного и неразумного в поведении человека как факторы здоровья – нездоровья. Прерогатива в содержании отдана сфере разума, рационального поведения, сфере подсознательных интуитивных механизмов мышления, сфере спонтанного проявления заложенных природой сил, дарований, способностей. В воспитательной работе это направление преломляется через богатейший пласт общечеловеческой и отечественной
культуры.
3. Духовное совершенствование
Современные образовательные технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии валеологической работы:
Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность
детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни
ребенка.
Оздоровительные технологии.
Здоровьесберегающие технологии |
Здоровьеразвивающие технологии |
Здоровьесозидающие технологии |
Арт. технологии |
Личностноорентированные технологии |
-Создание благоприятных
- оптимальность уровня
- использование средств
- объем и дифференциация
- составление расписания с
- дни здоровья;
- оптимальная организация труда и отдыха; - физкультминутка; - использование приемов, снимающих психическое напряжение, усталость, зрительное утомление, статическое напряжение мышц;
-методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
-межпредметная интеграция содержания образования и реализация межпредметных связей;
- нетрадиционные формы учебного процесса и индивидуализация обучения;
-психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога); - модульное обучение: |
-Технология оздоровительной закаливание, массаж;
- технологии формирования цели
через визуализацию образа
- произвольно-оздоровительная - Обучение в игре («Горячий стул»);
-метод «динамическиз поз» (попеременное обучение сидя и стоя)
- звуковая культура речи, как форма сохранения здоровья;
- эмоционально-ритмические
- экспрессивное дыхание;
- дыхание через пение;
-зарядка для глаз;
- метод БОС (биологически обратная связь); - обеспечение достаточной
- интерактивные блоки; - стремление к развитию и саморазвитию;
- принцип мотивации здоровья: |
- Гуманизация воспитания и образования;
- индивидуально-личностное
- обучение через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорное ощущение;
- целостное системное видение
законов взаимодействия
- эмоциональная окраска
- целостный подход в синтезе различных видов искусств;
- оптимальные психолого- - половые особенности ребенка;
- интегративные уроки в
- подготовка руки к письму; - артикуляционная и дыхательная гимнастика, релаксация;
- задания творческого характера требующие собственного мнения и доказательств;
-дни погружения дающие
- суггестопедия (обучение через внушение); -релаксопедия; -ритмопедия; -метод субсенсорных воздействий; -гипнопедия; -аудио-визуальный метод; - аудиолингвальный метод: |
-Арттерапия (связывает аксиологию и праксиологию)- воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций.
-Язык синергетики (органическое единение языка образов, языка слов и языка математики);
- терапия искусством (психологическое взаимодействие на человека с целью осознания им духовной индивидуальности);
- техника цветописи;
-музыкотерапия;
-сказкотерапия;
- куклотерапия;
-игровые технологии; - метод звукосимантического анализа (Осмысление значения известных слов, словосочетаний. Постижение первоначального смысла слов праязыка.);
- метод звукотерапии и психорегуляции (воздействие определенных звуков и матр, соответствующих им световых вибраций на отдельные органы с использованием голоса.);
- метод гармонизации и психорегу
|
- Индивидуальное и
- учет индивидуальных
-лингвистические способы
- центрация (взаимодействие учителя и ученика основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека.); -валеологическое сопровождение;
- диагностика детей на
- цветовая организация; |
Здоровьсберегаюшие технологии;
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Информация о работе Валеологическое воспитание ребенка дошкольника