Диктант как средство формирования орфографических навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей различных видов диктантов и составление определенной системы использования этих видов как средства формирования орфографических навыков при изучении глагола.
Задачи:
рассмотреть понятия, связанные с формированием орфографических навыков учащихся начальной школы;
дать психолого - педагогическую характеристику младшего школьника;
показать особенности формирования орфографических навыков в системе изучения русского языка;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 450.88 Кб (Скачать)
  1. Лейкант  П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. Современный русский литературный язык. - М.: Высшая школа, 1997 - С. 24-25

  1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1999 - С. 69

  1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Педагогика, 2007 - С. 38

  1. Люлькова С.А. Что такое спряжение глаголов и каким оно бывает? Русский язык, 4 класс // Начальная школа - 2004 - №12 - С.12

  1. Серикова   Л.А. Возрастные особенности как основание психолого - педагогического сопровождения развития духовно-нравственной сферы младшего школьника // Образование и саморазвитие - 2011 - №26 - С. 179
  2. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. - М.: Лествица, 2003 - С.53
  3. Фатуллаева   А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника  // Среднее профессиональное образование - 2009 - №6 - С. 69-70
  4. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М.: Совершенство,  2001 - 173с
  5. Фролова  Л.А.  Об  орфографической  работе  в  период  обучения  грамоте шестилетних детей // Начальная школа - 2000 - №7 - С. 7
  6. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому. - М.: Учпедгиз, 2002 - С. 110
  7. Щербашина И.В. К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка у младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета - 2009 - №2 - С. 144-159
  8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1999 - С. 56
  9. Яковлев Н.Ф. Основы орфографии // Революция и письменность - 2001 - №1 С. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение №а

 

Понятия, связанные с формированием орфографических навыков при изучении глагола в начальных классах

 

Орфография - раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.

Орфография (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу) - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме.

Орфографический навык - навык, который  включает в себя навык письма, умение анализировать звуковой состав слов, на основе фонетических и грамматических знаний опознавать орфограмму, применять к ней нужное правило и правильно писать орфограмму.

Орфограмма - это (от греч. orthos - прямой, правильный + gramma - запись) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.

Орфографическое правило - это предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?

Неопределенная форма глагола  -  это начальная форма глагола.

Спряжение  глагола -  это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Время глагола - это глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. В русском языке существуют три формы времени: настоящая, прошедшая, будущая.

Лицо глагола -  это глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. В русском языке в единственном числе выделяются 1 лицо (я), 2 лицо (ты), 3 лицо (он, она, оно), во множеством числе – 1 лицо (мы), 2 лицо (вы), 3 лицо (они).

Личная форма глагола - это спрягаемая форма глагола, т. е. изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого личных предложений.

1 спряжение глагола  -  глаголы, которые имеют личные окончания -ут, -ют.

2 спряжение глагола  -  глаголы, которые имеют личные окончания -ат, -ят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №б

 

Принципы русской орфографии

 

  1. Морфологический: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
  2. Фонетический: слова или их части пишутся так, как они произносятся.
  3. Традиционный: слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Их написание нельзя объяснить с точки зрения современного языка.
  4. Дифференцирующий: слова пишутся в зависимости от их лексического значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №в

 

Орфографические правила, связанные с изучением глагола

 

  1. Неопределенная форма глагола пишется с ь на конце (вопросы что делать? что сделать?).

  1. Личные окончания глагола по спряжениям:

  1. Окончания глаголов 2 лица единственного числа пишутся с ь (-ишь,-ешь).
  2. Окончания глаголов 3 лица единственного числа пишутся без ь. 
  3. «Не» с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без «не» не употребляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №г

 

Виды упражнений,

способствующие усвоению грамотного письма

 

- диктанты;

- комментированное письмо;

- орфографическое проговаривание;

- графическое выделение  орфограмм (подчёркивание);

- вставление пропущенных  букв;

- индивидуальные карточки;

- перфокарты;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль в процессе  работы в парах;

- корректировка письма;

- письмо по памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №д

 

Классификация диктантов (схема)

 

 

 

Приложение №е

 

Требования к объему и нормы оценки проверочного и контрольного диктанта в начальной школе

 

Контрольный диктант

1. Объём соответствует  количеству слов по нормам  чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки: исключения  из правил; повторение одной и  той же буквы; перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.

3. Однотипные ошибки: первые  три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная  считается за отдельную ошибку.

4. При трёх поправках  оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;

«3» – 3 – 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, а также при 5 орфографических ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфографических ошибок;

«1» – более 8 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

«1» – не выполнено ни одно задание.

 

 

 

Количество слов для контрольного диктанта:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-

30

50

70

20

40

60

80

25

50

70

(90)

30

(60)

(80)

 

 

 

Словарный диктант

(оценивается строже контрольного  диктанта)

Оценки за словарный диктант:

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);

«2» – 5 – 7 ошибок;

«1» – более 7 ошибок.

Количество слов для словарного диктанта:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

7 - 8

10 - 12

12 - 15

до 20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №ж

 

Тексты творческих диктантов

 

Экскурсия в лес

      Стоит чудесный  зимний день. Над нами ясное  голубое небо. Всё вокруг покрыто  пушистым снежным покровом. Яркий  свет слепит глаза. Мы въехали  в лес. Деревья  стоят словно  в сказке. На стволе ветвистой  сосны мы заметили пёстрого  дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают  семена. Вдруг мы увидели рыжую  белку. Она быстро мелькнула среди  деревьев. На снегу мы увидели  птичьи следы. Хорошо в лесу! Легко  дышать свежим воздухом! Поздним  вечером мы вернулись домой.

 

Зима

 Земля покрылась белым снежным  ковром. Ранним утром я и мой  товарищ Андрей отправились в  зимний лес. Ночью вьюга занесла  все дорожки и тропинки. Мы  скользили на лыжах по лесным  полянам. Вокруг стояли красивые  деревья в зимнем убранстве. Стройные  берёзы и осины покрыты пушистым  снегом. С ветки летит на шапки  мягкий снежок. Мы подъехали к  избушке лесника. Она стоит на  опушке большой сосновой рощи.

 

Снегирь

 Родина снегирей – хвойные  леса северной тайги. В октябре  они прилетают на зимовку в  наши края. Резко выделяется снегирь  на фоне снежного покрова своим  ярким оперением. Холодной зимой  птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды  рябины. Весной снегири будут  далеко на родине. Птицы совьют  там гнёзда, выведут птенцов. Снова  услышим их звонкий свист в  зимнем лесу только в начале  зимы.

 

Чудесный май

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью, видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов.

Добрая земля

 С давних пор кормит людей  матушка-земля. Это волшебная кладовка. Положишь в неё горстку зерна  – получишь сто горстей. Спрячешь  одну картофелину – вытащишь  десяток. Посадишь маленькое семечко  огурца – сорвёшь грядку огурчиков. Посеешь мешок пшеницы – снимешь  целый урожай хлеба.

 Земля щедра к человеку. Но  и люди добры к ней. Они пашут  и удобряют землю. Они поливают  растения. Люди любят свою землю-кормилицу.  

     Пришла осень

     Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

     Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

 

 

 

 

 

Приложение №з 

 

Словарные диктанты по теме «Глагол»

 

Написание ь после ч в неопределенной форме

 Стеречь дом; помочь другу; испечь пироги; сжечь  сушняк; достичь цели; разжечь костер; уберечься от огня; сберечь время.

 

     Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени

           1. Уносим из леса; попросишь отца; заклеит конверт; реют на ветру; борется со сном; пашет в поле; бормочет во сне; вы терпите боль; не стонете от боли; косишь траву; осы жалят; смотрим в небо; застилает солнце; зависит от непогоды; уходим в поход; сеют рожь; ненавидим ложь; волны плещутся; поток пенится; собака не лает.

           2. Строим; гоните; борются; решаем; видите; раскаемся; почуют; зависите; растаете; клеят; стелются; выправят; ропщут; выдерживают; выдержат; дышим; стелете; веют; управляете; едете; управитесь; похвалят; расправят; построите; постелете; пляшут; смотрят; дышат; лечат; дремлете; развеете; дремлют; плачут; лаете; клокочут; колеблются; полют; трепещете; жалят; значат; клеят; гонят; видите; видим; пилят; колеблются.

Информация о работе Диктант как средство формирования орфографических навыков младших школьников